четверг, 9 апреля 2015 г.

Не рой другому яму, или Судьба Су-27 в ВВС Украины

Появление Су-27 в 1984-м году произвело настоящий фурор в мире авиации. 
По своим характеристикам он превосходил все самолёты, существовавшие на тот момент, и качественно усилил возможности ВВС СССР. При этом если лёгкие МиГ-29 поступали на вооружение полков фронтовой авиации, Су-27 служили исключительно в полках ПВО. 

Это стало поворотной точкой в их судьбе.

Не рой другому яму, или Судьба Су-27 в ВВС Украины


После распада СССР почти 2/3 парка МиГ-29 остались «за бугром», т. к. были расположены на «передовых» рубежах. Они достались в огромных количествах практически всем бывшим советским республикам. К примеру, только Украина получила их 245 (!) штук, и даже в маленькой Молдавии их осталось 40. Они остались в Средней Азии и странах Восточной Европы. Что касается Су-27, служивших в полках ПВО, то они размещались по большей части на территории РСФСР, и после распада СССР большая их часть осталась в России. Лишь около 30 машин досталось Белоруссии и 74 самолёта (включая 2 прототипа Су-33) — Украине.



СУ-27 и МиГ-29
Не рой другому яму, или Судьба Су-27 в ВВС Украины


В ВВС Украины численность Су-27 практически не подвергалась сокращению. Если другие типы самолётов массово списывались, то число Су-27 до середины «нулевых» оставалось практически неизменным. Со временем, ввиду тотальной нехватки финансирования, начали покидать строй и Су-27, но их состояние было значительно лучше, чем у МиГ-29, составляющих основу украинской истребительной авиации. К 2008-му году число украинских Су-27 уменьшилось до 30 с небольшим машин. Все входили в состав 831-й истребительной авиабригады в Миргороде.

Однако в конце 2008-го Украина продала два Су-27 в США, где они подверглись всестороннему изучению. Очевидно, данное решение не было продиктовано даже малейшими логическими соображениями, а делалось исключительно из желания «выслужиться» перед США. Это решение повлекло для украинской авиации самые тяжёлые последствия. В ответ взбешённая таким поворотом событий Россия прекратила все поставки запчастей для Су-27, что сразу же привело к повальному выводу из строя украинских Су-27. Уже к 2010-му их «поголовье» уменьшилось с почти трех эскадрилий до одной. В 2013-м году, ещё при Януковиче, Украине удалось провести капитальный ремонт 6 «сушек», при этом он осуществлялся за счёт «технического каннибализма» — отъедали от других, менее удачливых «собратьев». Эти «откапиталенные» Су-27 в новом «цифровом» камуфляже, блестевшие свежей краской, стали в конце 2013-го года своеобразным символом ВВС Украины. Однако при всём при этом на всю Украину Су-27 теперь осталось всего шесть (!). 

Не рой другому яму, или Судьба Су-27 в ВВС Украины


Логично задать вопрос — что же в этом такого, ведь у Украины имеется ещё немало других самолётов?


В условиях такого бедного военного бюджета, как на Украине, очевидно, необходима оптимизация всех видов ВС с точки зрения достижения максимальной эффективности при уменьшении расходов. Су-27 подходил на эту роль оптимально. Во-первых, в плане боевых возможностей он существенно превосходит МиГ-29 — в несколько раз больший радиус действия, значительно большая боевая нагрузка, более мощная РЛС с более чем в 2 раза большей дальностью обнаружения и т. д. Во-вторых, что пожалуй, более важно, Су-27 имеет более чем в 2,5 раза больший ресурс, нежели МиГ-29. По прошествии более чем 20 лет, и в ВВС России, и в ВВС Украины столкнулись с проблемой физического устаревания планеров МиГов, появления трещин и т.д. Но если в России находятся средства для их ремонта и модернизации, то на Украине этих средств нет. Пройдёт ещё несколько лет, и без того маленькие ВВС Украины «скукожатся» до совсем уж неприемлемой величины. В то же время, имея Су-27, можно было бы вполне поддерживать их число на уровне не менее 2-х эскадрилий, что обеспечивало бы гораздо более высокий уровень ВВС Украины, чем нынешний.

Не рой другому яму, или Судьба Су-27 в ВВС Украины


Данный случай — не единственный в мировой практике. Так, к примеру, в середине «нулевых» США прекратили поставку запчастей для венесуэльских F-16, составлявших основу ВВС этой страны. В ответ тогдашний президент Уго Чавес заявил, что продаст для изучения часть этих машин в Китай или Россию. И, судя по всему, обещание он сдержал — России и Китаю были переданы различные узлы и агрегаты самолёта. Однако, в тот момент уже был подписан контракт на поставку в Венесуэлу 24 Су-30МК2, и она могла с лёгкостью «пожертвовать» своими F-16, для замены которых, собственно, Су-30 и предназначались. У Украины же никаких альтернатив Су-27 не было.

Не рой другому яму, или Судьба Су-27 в ВВС Украины


В общем, данная история является наглядным подтверждением тому, как глупость и сиюминутные желания получше «выслужиться» имеют самые серьёзные последствия для обороноспособности государства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий