Власти ПМР «взяли четкий курс на ликвидацию независимости и суверенитета»
09.04.2015 08:00
Обзор СМИ Приднестровья
С середины прошлого года экономическая ситуация в Приднестровье при явном «содействии» соседних государств последовательно ухудшается, пишет «Евразийское Приднестровье». И если в первой половине 2014-го кризисные явления экономики произрастали в основном на благодатной почве политической нестабильности на Украине, то с осени официальный Киев начал целенаправленно по нарастающей вводить ограничения в отношении внешнеэкономической деятельности ПМР. В конце года Украиной был перекрыт импорт в Приднестровье подакцизных товаров, ограничения также были введены на ввоз иных грузов экономическими агентами, не зарегистрированными в Республике Молдова. 18 марта Кабмин Украины постановил исключить из перечня пунктов пропуска, через которые разрешено перемещение подакцизной продукции, два пропускных пункта на границе с Приднестровьем. Таким образом, уже в мае импорт таких товаров в республику будет возможен только с территории Молдавии.
Эксперты однозначно классифицируют такие действия Киева как попытку полностью подчинить экономику ПМР Кишиневу, к слову, в нарушение существующих договоренностей: в 1997 году под т.н. «Московским меморандумом», гарантирующим свободу экономической деятельности Приднестровья, подписи поставили не только Молдавия и Приднестровье, но также Россия, ОБСЕ и Украина, продолжает «Евразийское Приднестровье». Конечная цель усиления блокады ПМР — сделать Тирасполь сговорчивее в политическом плане, поскольку в причерноморском регионе Приднестровье является единственным политическим субъектом, чей вектор внешней политики ориентирован на Россию. Таким образом, железо куется, пока горячо — удушение Приднестровья необходимо во что бы то ни стало завершить «в срок», пока не стабилизировалась региональная обстановка.
В сложившихся условиях, по мнению знакомых с реалиями Приднестровья экспертов, республике необходима срочная мобилизация всех имеющихся ресурсов, пишет «Евразийское Приднестровье». Семен Уралов, шеф-редактор «Однако. Евразия»: «Приднестровью надо готовиться к усилению блокады. Для этого надо провести ревизию внутреннего рынка и определить, без какого импорта можно выжить. Соответственно составить список импорта „критического“ и искать пути его доставки на свою территорию. По тем товарным позициям, которые могут долго храниться, нужно создавать стратегический запас». Эксперт также справедливо отмечает, что Киев не считает Тирасполь субъектом международных отношений, а позиционирует как сепаратистский регион Молдавии. Поэтому, по его словам, «дипломатически говорить не о чем, необходимо налаживать горизонтальные связи в Одесской области на уровне таможенников и иных должностных лиц».
К слову, мнения многих политологов о стратегическом значении сотрудничества с Одесской областью совпадают, продолжает «Евразийское Приднестровье». Схожую точку зрения высказывает украинский политолог Артем Бузила. При этом, по его мнению, усиливая давление на Приднестровье, Киев стремится создать некий прообраз решения собственных территориально-политических проблем. «Инициатива украинского правительства по блокированию приднестровской экономики связана с тем, что Украина сегодня находится в особых дружеских отношениях не только с Молдавией, но и с Румынией», — отмечает Бузила. «17 марта президент Украины Порошенко на встрече с главой Румынии Йоханнисом договорились о координации действий, способствующих восстановлению территориальной целостности Молдавии и реинтеграции в её состав приднестровского региона (Под „реинтеграцией“ и „восстановлением территориальной целостности“ Кишинев и его „партнеры“ подразумевают насильственное присоединение Приднестровской Молдавской Республики, которая никогда не входила в состав „Республики Молдова“. Реинтегрировать можно только Молдавскую ССР и лишь после упразднения „Республики Молдова“, провозглашенной группой румынских неонацистов, захвативших власть в Кишиневе в конце 80-х годов прошлого века. Любые иные способы „реинтегрировать“ ПМР (за исключением всенародного волеизъявления) следует квалифицировать как оккупацию, какой бы „международно-правовой“ и „международно признанной“ терминологией они ни прикрывались — прим. ИА REGNUM). Приднестровье для Украины является примером того, чем могут стать самопровозглашённые республики Донбасса. Таким образом, Украина хочет уменьшить влияние приднестровской экономики и создать некомфортные условия для того, чтобы показать на примере Приднестровья, как „непризнанная“ экономика не может существовать без государства, под юрисдикцией которого оно официально находится по нормам международного права», — отмечает эксперт.
К версии о политической подоплеке введенных Украиной ограничений также склоняется директор Восточноукраинского центра стратегических инициатив (Харьков) Роман Травин, пишет «Евразийское Приднестровье». «Такое решение принято в русле той внешней и внутренней политики, которую сегодня ведет Киев и, по всей видимости, эти действия были предприняты если не по инициативе „западных партнеров“ Украины, то после консультаций с ними. Поэтому во главу угла и поставлены не украинские национальные интересы, а совершенно иные соображения», — отмечает он. «Конечно, с экономической точки зрения ущерб от запрета на ввоз подакцизных товаров через пропускные пункты, расположенные на границе с Приднестровьем, для украинской стороны, в отличие от приднестровской, минимален. Но главное — это ведет к еще большему и совершенно не нужному большинству жителей Украины обострению ситуации в регионе, в том числе в приграничной Одесской области. Жители же Приднестровья, среди которых немало граждан Украины, стали заложниками конфликта, который идет на востоке страны, и более чем вероятно, что это далеко не последние недружественные действия по отношению к Тирасполю со стороны Киева», — резюмирует эксперт.
Среди причин усиления блокады со стороны Украины называются и сугубо конъюнктурные интересы олигархических кругов страны, продолжает «Евразийское Приднестровье». Политический обозреватель Иван Лизан предполагает, в частности, что последние решения Киева на приднестровском направлении — это не только попытка угодить западным партнерам, но и банальный передел рынка. «Скорее всего, кто-то из числа украинской буржуазии пролоббировал принятие такого „калечащего“ ПМР постановления, дабы отсечь Приднестровье от украинского рынка подакцизных товаров, увеличив собственную прибыль за счет вытеснения приднестровских товаров. Беда в том, что ответить ПМР на блокаду со стороны Киева не сможет никак. Киеву безразлична экономика, а Приднестровье для него — исключительно медийный враг, на которого можно списать часть проблем во внутренней политике. Воздействовать на Украину экономически Приднестровье не сможет — масштабы экономик несопоставимы», — отмечает политолог. «Это отнюдь не последний акт блокады Приднестровья со стороны Украины. „Калечащие“ нормативно-правовые акты будут приниматься и в дальнейшем, а на границе будет возрастать количество провокаций. Цель всех этих мер одна — ослабить Приднестровье и облегчить Кишинёву и Бухаресту работу по возвращению ПМР в состав Молдавии с последующим поглощением оной Румынией. Приднестровью остается лишь запастись терпением и научиться жить в условиях мобилизационной экономики и постоянно падающих доходов. Сколько придется так жить — неизвестно. Вполне возможно, год-два, пока украинская государственность окончательно не рухнет. Лишь тогда будет снята блокада», — констатирует он.
Возвращаясь к вопросу о конъюнктурной составляющей блокадных мер Украины, стоит отметить, что ситуация для Приднестровья осложняется отсутствием прагматической составляющей в принимаемых Киевом решениях, пишет «Евразийское Приднестровье». В частности, как уже неоднократно отмечалось, еще в 2014 году первой начала страдать приграничная торговля с Украиной, непосредственно с Одесской областью, и можно только предполагать, какой удар по экономическим связям этого региона нанесут новые блокадные меры. Вместе с тем этот вопрос явно «выносится за скобки» — в ситуации политической нестабильности, противостояния олигархических группировок и высокой кадровой «мобильности» руководящих должностей на региональном уровне никто не берется рассчитывать долгосрочные риски и выгоды тех или иных решений.
Таким образом, Приднестровье, судя по всему, в очередной раз стоит на пороге фундаментальных изменений всей региональной архитектуры и вплоть до завершения процесса ее трансформации должно сохранить социально-политическую стабильность продолжает «Евразийское Приднестровье». Все свидетельствует о том, что только так стратегические интересы государства удастся защитить на должном уровне, подводит итог издание.
Молдавия и Украина продолжают политику удушения экономики Приднестровья, пишет «Профсоюзные вести». Похоже, украинский президент Петр Порошенко приступил к «размораживанию» молдавско-приднестровского конфликта, о чем он говорил на недавней встрече со своим румынским коллегой. 18 марта украинское правительство приняло постановление, исключающее таможенные пункты пропуска на границе с Приднестровьем «Кучурган» и «Платоново» из перечня пунктов для автомобильного и железнодорожного сообщения, через которые разрешено провозить подакцизные товары. Речь, по сути, идет о запрете провозить через приднестровско-украинскую границу этиловый спирт, спиртные напитки, табачные изделия, нефтепродукты, сжиженный газ, легковые автомобили. Решение вступит в силу уже в мае. Таким образом, ввоз и вывоз перечисленных товаров перенаправляется через территорию Молдавии.
Чем это может грозить приднестровским экономическим агентам? Ничем хорошим, продолжают «Профсоюзные вести». Еще один «удар» им приходится отражать со стороны Молдавии. До недавнего времени соседи заводили уголовные дела на должностных лиц Приднестровья, теперь под «прицел» молдавской Фемиды попали еще и наши предприниматели. Кишинев квалифицирует их коммерческую деятельность, осуществляемый ими импорт продукции и продовольствия для внутреннего потребления как «незаконная предпринимательская деятельность» и «контрабанда», и фабрикует на них уголовные дела.
Естественно, синхронные действия Молдавии и Украины не могут способствовать экономической активности Приднестровья, которое и без того сегодня находится в очень сложном положении, усиливают экономическую блокаду республики за счет попыток переподчинения импорта, предпринимаемых в нарушение уже действующего и без того дискриминационного торгового режима, навязанного Молдавией и Украиной в 2006 году, пишут «Профсоюзные вести». Данные ограничительные действия приводят к снижению поступлений в республиканский бюджет по акцизным (импортным) сборам, таможенным пошлинам и налоговым платежам. Нас силком пытаются загнать в Молдавию. Но, общеизвестно, что «браки» без любви и взаимности обречены на «развод», подводит итог издание.
Киев наращивает усилия по блокаде Приднестровья и фактическому принуждению непризнанной республики к реинтеграции в Молдавию, пишет ИА «Тирас». Так, кабинет министров Украины исключил пункты пропуска Кучурган и Платоново на границе с Молдавией из перечня пунктов, через которые разрешено провозить подакцизные товары. По мнению экспертов, данное решение существенно затруднит таможенный трафик Приднестровья, от которого во многом зависит бюджет республики. Это осложнит и без того критическое экономическое положение ПМР.
Ситуация вокруг Приднестровья становится по-настоящему опасной, продолжает ИА «Тирас». Общим лейтмотивом комментариев и материалов в СМИ становятся рассуждения о том, что образовавшийся альянс из Украины, Румынии и Молдавии при активном покровительстве со стороны США и ЕС реально угрожает Приднестровью. Сегодня реально непризнанной республике нанесены существенные экономические удары, и усилена пограничная блокада. Началась новая волна возбуждения в Молдавии уголовных дел в отношении чиновников и предпринимателей ПМР. Сжимаются геостратегические клещи, и это уже серьезный удар в колокол, предупреждающий о том, что развязка конфликта близка. Какой она будет, покажет время и позиция России, от которой во многом зависит стабильность и безопасность региона, подводит итог издание.
Власти Приднестровья проявили инициативу в вопросе сохранения статуса анклава в льготном экономическом пространстве Евросоюза для Молдавии, пишет РИА «Днестр». (3 апреля стало известно, что Молдавия и Приднестровье создадут «рабочую группу на уровне правительственных учреждений» для разработки стратегического документа по введению в действие Соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли Молдавии с ЕС на территории ПМР. Соглашение планируется внедрить в начале 2016 года, когда для Приднестровья перестанут действовать торговые преференции ЕС. Притом что приднестровские власти ранее неоднократно заявляли, что Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли Молдавии с ЕС не учитывает интересы ПМР, и присоединяться к нему Приднестровье не намерено, а также объявляли «евразийскую интеграцию» своей «национальной идеей» — прим. ИА REGNUM). Данные шаги руководства анклава продиктованы реалиями сегодняшнего дня — у предприятий Приднестровья нет альтернативы европейскому и общемолдавскому рынкам. Все разговоры о «евразийской интеграции» не имеют под собой в экономике какой-либо основы, а множественные выступления по данному поводу руководителей ПМР преследовали две цели — успокоение пожилого населения и попытки выбить финансовые транши в Кремле.
Население успокаивать не понадобилось — к интеграции с Молдавией, на самом деле, всё уже давным-давно готово, утверждает РИА «Днестр». У более чем 300.000 жителей Приднестровья уже имеются паспорта Республики Молдова (по официальным данным приднестровских властей, в ПМР около 200 тыс. обладателей молдавских паспортов — прим. ИА REGNUM), при этом в анклаве распространено мультигражданство — многие также имеют паспорта России, Украины, Румынии и Болгарии.
Вместе с тем население Приднестровья практически ничего не знает о молдавской политике, о партиях и персонах, которые ведут борьбу за власть в Кишиневе, пишет РИА «Днестр». Местная пропаганда преподносит им лишь единственного и неповторимого их лидера — нынешнего главу ПМР Евгения Шевчука. Однако в общемолдавском экономическом пространстве при вхождении ПМР на правах региона в семью европейских народов нет места архаизмам прошлого — в Тирасполе не нужны ни госструктуры, ни тысячи чиновников, ни какие бы то ни было войска. Не нужен и президент, не нужны и суды с их решениями, которые невозможно опротестовать в ЕСПЧ. Не нужна и стоящая особняком в подчинении у местных коррумпированных чиновников система МВД и прокуратуры, дискредитировавшие себя уголовными преследованиями с политической мотивацией. Непонятно, зачем единому экономическому пространству объединенной Молдавии нужен реликт прошлого — КГБ ПМР. Этот инструмент запугивания инакомыслящих, инструмент борьбы со свободой слова, с независимыми медиа, должен быть демонтирован, а персоны, лично ответственные за нарушения в данной сфере, должны быть привлечены к ответственности.
Приднестровье становится полноценной частью Республики Молдова, продолжает РИА «Днестр». В подобном статусе отпадает потребность в МИД. В Молдавии своего МИД нет даже у Гагаузской автономии — абсурдом является наличие МИД в Приднестровском регионе Республики Молдова. В контексте данных перемен Евгению Шевчуку и Нине Штански придётся придумать новые названия своим должностям. И объяснить своим подчинённым, зачем они нужны, зачем подчинённым каждый день нарушать законы Республики Молдова, если иммунитет от уголовного преследования за сепаратизм в Молдавии распространяется лишь на отдельно взятых Шевчука и Штански.
Приднестровье опоздало с политическими и экономическими решениями в области интеграции с пространством Молдавии, пишет РИА «Днестр». Из-за растянувшейся на два с лишним десятилетия конфронтации, блокад и чехарды с документами, регион покинули сотни тысяч граждан, в основном — русской национальности. Итогом сепаратистского движения явилось личное обогащение местной элиты — так называемых президентов, министров, их семей, обеспечивших безбедное будущее себе и своим детям, в том числе за счет многомиллиардной российской помощи.
Возврат Приднестровья под крыло Молдавии в униженном и полуразрушенном состоянии, без русского бизнеса и практически без русского населения, является диагнозом деятельности российских структур и ответственных чиновников и дипломатов РФ в данном регионе постсоветского пространства, продолжает РИА «Днестр». Чем быстрее произойдет политическое объединение — тем быстрее забудется эта печальная для людей и позорная для властей история. Вряд ли всё будет идеально в единой Молдавии для Приднестровья как для некоего провинциального региона. Но лучше уж ужасный конец, чем ужас без конца, подводит итог издание.
Мы не раз писали, что действующие власти Приднестровья взяли четкий курс на ликвидацию независимости и суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, что они проводят изменническую политику, пишет «Приднестровье и Россия». И вот теперь паззл сложился. Особенно интересна попытка скрыть от народа Приднестровья готовящийся переворот. Никакой информации в местной прессе о начинающихся контактах по линии парламент Молдавии — ВС ПМР. Сообщения о начале переговоров по ассоциации с ЕС подаются в шевчуковских СМИ как сообщения об обычной работе экспертных групп. Это проверенная годами тактика изменников.
За три года деятельности группы Шевчука ею проведена огромная работа, с одной стороны, по дезориентации народа ПМР вбрасыванием разных «концепций внешней политики», «евразийской интеграции», заклинаний про «ориентацию на Россию» и т.п., продолжает «Приднестровье и Россия». Чего только в этом направлении не изобреталось! Одно бредовей другого, чтобы превратить идею в фарс. И национальный флаг России предлагали принять, и российские деньги ввести, и сделать главным российское законодательство, и присоединялись к Таможенному союзу и т.д. и т.п.
Но с другой стороны, активно умерщвляли приднестровскую экономику, привязывали ее насмерть к молдавской и европейской, беспрецедентно «опустили» жизненный уровень народа, стали недоплачивать зарплаты и пенсии, пишет «Приднестровье и Россия». Все это нужно было, чтобы показать якобы «безвыходность» ситуации, безальтернативность идти в стойло, то есть в Молдавию.
Долго эти две тенденции, разумеется, не могли сосуществовать, продолжает «Приднестровье и Россия». Особенно они стали заметны в прошлом году в деятельности нашей главной экономической переговорщицы, вице-премьера Майи Парнас. И вот теперь все стало ясно окончательно. Только ленивый будет еще сомневаться и искать оправдательные аргументы за то, что «на самом деле все не так».
Косвенно подтверждает «новый курс» Тирасполя и активизировавшаяся в 2015 году деятельность КГБ ПМР по нейтрализации местной оппозиции, пишет «Приднестровье и Россия». Чтобы чего лишнего не сболтнули. На крутых поворотах всегда происходит прежде всего зачистка «говорящих голов», подавление информационных возможностей оппозиции, причем в средствах уже не стесняются — некогда подчищать.
Разумеется, точка еще не поставлена, продолжает «Приднестровье и Россия». Мы уверены: это будет другая точка. Народ Приднестровья осуществит свой российский выбор. А зарвавшиеся изменники получат по заслугам.
Молдавия продолжает побираться по миру, пишет «Приднестровье». То просит деньги на преодоление социально-экономических проблем, то на «проведение реформ с целью сближения с Евросоюзом». Именно такую формулировку выдумал председатель молдавского парламента Адриан Канду, когда на встрече с советниками комитета по иностранным делам нижней палаты американского конгресса Скоттом Куллинаном и Назом Дуракоглу попросил у Соединённых Штатов финансовую помощь. У любого, кто читал сообщение об этом на сайте парламента Республики Молдова, должны были возникнуть два вопроса: а какое отношение имеют США к Евросоюзу? и почему не попросить денег на заявленные Канду цели у самих европейцев?
Для того чтобы ответить на них, стоит вспомнить недавнее заключение Еврокомиссии по поводу того, что мешает Молдавии получить кандидатский статус на вступление в ЕС, продолжает «Приднестровье». Судя по всему, оно настолько расстроило кишинёвских власть предержащих, что молдавский министр иностранных дел и евроинтеграции Наталья Герман по окончании встречи со своим латышским коллегой заявила на пресс-конференции, что Молдавия не будет в этом году подавать заявку на получение статуса «ЕС-претендента».
Что же такого написали представители Еврокомиссии? — пишет «Приднестровье». Главной бедой Молдавии они назвали коррупцию в молдавских властных структурах. Согласитесь, что давать деньги коррупционерам на борьбу с самими собой глупо. Но не только это является причиной того, что европейцы не спешат раскошеливаться на идефикс Кишинёва — вхождение в «евросемью». Молдавия там просто не нужна. Всё же не Исландия, кинувшаяся в 2009 году в ущерб себе спасать европейские финансовые рынки. Потуги островного государства тогда были оценены в Брюсселе — Рейкьявик кандидатский статус получил. Правда, спустя шесть лет Исландия от него отказалась. Собственное рыболовство оказалось для островитян дороже «евроценностей». Напомним, что рыба, вылов которой жёстко квотируется в ЕС, стала причиной того, что вне Евросоюза остались Норвегия и две части Дании — Фарерские острова и Гренландия.
Северяне, в отличие от молдаван, прекрасно понимают, что вовлечение их в евроструктуры чревато гибелью национальных экономик, продолжает «Приднестровье». Евросоюз и так уже достаточно сделал, чтобы погубить и так на ладан дышавшую молдавскую экономику. Соглашение об Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС, с одной стороны, ограничило доступ на еврорынки (пресловутые квоты) молдавской продукции, с другой стороны, полностью открыло рынок Молдавии для импорта из стран Евросоюза. Сейчас бодро и радостно идёт процесс ратификации европейскими парламентами вышеуказанного соглашения. Безусловно, европейские дипломаты и официальные лица будут и дальше увещевать своих молдавских партнёров, как бы они хотели бы видеть Молдавию в составе ЕС. Видимо, им хорошо знакома русская поговорка о дурне, который думкой богатеет. Более ничего, кроме экономического закабаления Молдавии, Евросоюзу от неё не надо…
Что же касается Соединённых Штатов, то надо отдать должное их дипломатии, пишет «Приднестровье». Заокеанские «партнёры» европейцев сделали всё возможное, чтобы внутри Евросоюза создать своё лобби из «младоевропейцев» — бывших соцстран и трёх экс-республик СССР. Как ЕС вовремя не раскусил истинные замыслы Вашингтона, когда принимал в свои ряды «восточников», остаётся только гадать. Но, похоже, прозрение наступило. Поэтому шансы Молдавии, Грузии, Украины и других членов «Восточного партнёрства» попасть в евроструктуры призрачны. В самом Евросоюзе и так не всё гладко… И очень тесно, подводит итог издание.
«Приднестровье» также публикует интервью с директором Бюро политических исследований и информационных технологий «Медиатор» Сергеем Широковым относительно молдавско-приднестровского урегулирования, политической ситуации в Молдавии и на Украине и геополитического контекста.
П.: Безусловно, встреча Евгения Шевчука и Кирилла Габурича — важное событие в политической жизни двух стран последнего времени. Каковы, на ваш взгляд, ее основные итоги, как она может (и может ли) повлиять на перспективы переговорного процесса?
С.Ш.: Главный ее плюс — то, что она состоялась. Это возможность встретиться, поговорить, посмотреть в глаза визави, наконец, понять его настроения. С учетом, того, что Кирилл Габурич — новое лицо в молдавской политике, меньше месяца возглавляющее правительство, то такая встреча, на мой взгляд, больше носила ознакомительный характер. Особенностью этой встречи является и то, что она состоялась буквально «с колес» — в четверг политические представители от Приднестровья и Молдавии Нина Штански и Виктор Осипов вносят в повестку дня возможность ее организации, и уже в субботу встреча проходит.
П.: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы политического долгожительства Кирилла Габурича?
С.Ш.: Сложно оценивать его перспективы. У него нет опыта государственного управления, он стоит некоторым «особняком» в системе «координат» молдавской политики, поэтому очень многое в его политической карьере будет зависеть от его умения маневрировать между доминирующими сегодня двумя партиями (Либерально-демократической Филата и Демократической Плахотнюка), соблюдать даже не баланс интересов коалиции, а баланс интересов названных выше двух лидеров партий. У него максимум год на то, чтобы укрепиться на политическом Олимпе — до следующих президентских выборов. Пока же он не слишком понятен даже для экспертов.
П.: Молдавская политическая система вообще как-то не отличается стабильностью — в свое время страна почти два года жила без президента, потому что парламент не мог определиться с кандидатурой, почти три месяца (с ноября прошлого года по февраль нынешнего) — без правительства, потому что опять же между основными партиями шел торг за «место под солнцем»…
С.Ш.: Родившаяся на руинах Советского Союза, нынешняя политическая система наших соседей «смешалась» с особенностью и менталитетом молдавских политиков, населения, где сильны патриархальные традиции и кумовство. Эта «мешанина» дала такой тугой клубок взаимосвязей, что партийная принадлежность порой имеет меньшую значимость, чем личные отношения. Это, к слову, самая большая проблема для внешних партнеров Молдавии — они затрудняются в «разборе» того, какие, чьи и где интересы пересекаются. На мой взгляд, отсутствие предсказуемости является одной из характерных черт молдавской политики. Партийцы мечутся с одного фланга на другой, переходят — в угоду политической конъюнктуре — из одной партии в другую, и какая политика будет превалировать завтра — предсказать трудно.
П.: Вернемся к теме встречи двух лидеров — первой за последние полтора года. За это время обстановка в мире, вообще, и в Молдавии, Приднестровье, в частности, изменилась. Какую сегодня стратегию необходимо избрать Приднестровью в переговорном процессе?
С.Ш.: Ну что касается Молдавии в свете произошедшей там смены власти, то пока о стратегии отношений с ней, на мой взгляд, говорить еще рано. Не будем забывать, что, во-первых, это была только первая встреча с новым премьер-министром, во-вторых, каждый руководитель находится в определенной «матрице», представляя государство, у которого есть свои интересы и позиция по обсуждаемой тематике. Позиция Приднестровья известна (президент озвучил эти предложения еще в 2012 году): снятие барьеров в области экономики, свобода передвижения, транспортная логистика (то же железнодорожное сообщение), взаимовыгодное сотрудничество в гуманитарной сфере, сфере бизнеса, торговли, культуры и т.д. Молдавии переговорные позиции только предстоит сформировать.
П. Это естественно — за эти последние два с половиной года проблемы-то не решались…
С.Ш.: Официальный Кишинев не откликнулся на инициативы президента. При этом появились новые барьеры. Взять хотя бы открытие уголовных дел в отношении приднестровских представителей власти, невыдачу сертификатов нашим сельхозпроизводителям, введение акцизного сбора и т.д. Согласитесь, это не способствует продвижению переговоров. Откликнется ли Молдавия в этот раз на инициативы Приднестровья? Посмотрим. Так что предлагаю пока говорить не о прогрессе в переговорном процессе, но хотя бы об изменении подхода к решению проблем и продолжении самого диалога.
П.: Для того чтобы откликнуться на наши предложения, нужна политическая воля. Но способна ли Молдавия сегодня принимать самостоятельные политические решения? Что она предпочтет — политику или экономику, ведь сама страдает от экономической нестабильности?
С.Ш.: Стабильность молдавской экономики сегодня зависит от позиции Европейской комиссии и внешних доноров Молдавии. Недавно был подготовлен документ внешних партнеров РМ по развитию, в котором описаны определенные приоритеты, что она должна сделать, чтобы быть успешной с точки зрения имиджа страны, проведения реформ. Там есть интересные моменты, касающиеся Приднестровья. Так, например, прямое указание на то, что Молдавия должна инициировать процесс переговоров с Приднестровьем по поводу Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС (с 1 января 2016 года вступают в силу новые правила, и мы можем лишиться европейских рынков), выработать новую концепцию по интеграции ПМР. Задача поставлена, срок ее реализации — двенадцать месяцев.
П.: Я так понимаю, что Молдавия в течение этого времени должна предложить нам какой-то план урегулирования. Что это может быть?
С.Ш.: Это очерченные донорами рамки, в которых Молдавия должна двигаться. Смогут они это сделать, не смогут, но такие задачи поставлены. Как Кишинёв будет разворачивать концепцию привлечения Приднестровья, какую модель предложит, кроме уже предлагаемого унитарного статуса, сегодня предположить сложно.
П.: Что делать нам?
С.Ш.: Нам нужно иметь реалистичную и долгосрочную стратегию развития экономики и внешней политики. Нашим главным достижением за 25 лет во внешней политике была предсказуемость, за которую нас уважают даже наши оппоненты. Приднестровье открыто демонстрировало вектор развития, ориентацию на Россию. Но это не отменяет необходимости искать срочные развязки в торговых отношениях с ЕС, с Молдавией, исходя из существующего положения дел. Надо думать о том, что делать на реальном уровне. Еще лет 15 назад мы даже и предположить не могли, что ЕС, например, может стать участником переговоров, что Молдавия на 180 градусов развернет свой внешнеполитический вектор, практически уйдя из зоны влияния России. Некоторые экономические связи у нее с РФ, конечно, остались, но очень тонкие, политические же — ориентированы однозначно на Запад. В этих изменившихся условиях всем нам предстоит думать, где место Приднестровью, хотя бы с точки зрения внешнеэкономических связей, экономической целесообразности. На мой взгляд, мы могли бы стать своеобразным мостом между Россией и Европейским союзом.
П.: Вам не кажется, что в последнее время мир сошел с ума — войны, революции, санкции, взаимные упреки и обвинения?
С.Ш.: Мировая политическая система, сложившаяся после Второй мировой войны, себя изжила, прежде всего, потому, что распался СССР. Нам, увы, выпало жить в эпоху перемен — старая система не работает, новая не изобретена. И, как показывает история, такие изломы проходили через глобальные войны, но сегодня такое решение сложнее в силу действия сил сдерживания. Поэтому мы сегодня наблюдаем, как мир меняется не через глобальную войну, а через серию локальных войн, которые на каком-то этапе заставят крупных политических игроков — ЕС, США, Китай, Россию — выработать новые правила игры. Это будет период длительный и тяжелый.
П.: Каков Ваш сценарий дальнейшего развития событий у наших соседей?
ЛентаИнформ
С.Ш.: Думается, сегодня многие затруднятся с ответом на этот вопрос. Ситуация там меняется чуть ли не ежедневно. Еще год назад разве мы могли предположить, что Украина будет настолько дезинтегрирована? Сегодня устои украинского государства находятся в стадии разрушения. Хватит ли здравого смысла руководителям, в том числе и мировых держав, стабилизировать ситуацию, покажет время. Очевидно, что военным путем этот конфликт уже не решить. Только политическим. Подписанные в Минске договоренности были достигнуты авторитетом Путина, Олланда и Меркель, которые поставили под протоколом свои подписи, возможно, поставили на «карту» свое имя для того, чтобы эти договоренности реализовывались. То, что сегодня происходит в Киеве, в Раде, — вторично. Сегодня важнее, о чем договариваются лидеры нормандского формата. Ясно, что украинский кризис вышел за рамки отношений «Киев — Донбасс», он перешёл на другой, глобальный уровень. И решение по нему будет приниматься там. («Приднестровье»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий