воскресенье, 19 апреля 2015 г.

КАК ОНИ УЛАМЫВАЮТ НАС "ПОКАЯТЬСЯ ЗА СТАЛИНИЗМ". РАЗБОР ТЕХНОЛОГИИ


Как они уламывают нас "покаяться за сталинизм". Разбор технологии


Каждый год перед праздником 9 мая начинается информационная волна под условным названием «цена Победы», или «за что воевали», или «патриотический угар вместо колбасы для ветеранов».
Этот год — юбилейный, и медийный артобстрел идёт особо крупными калибрами.
Вот лишь один пример — на самом деле их множество: «Почему так трудно признать геноцид — геноцидом, а репрессии — репрессиями», — задаётся в редакционномкомментарии вопросом крупное респектабельное интернет-издание «Газета.ру», в котором главный редактор не так давно сменился вроде бы на «прокремлёвского» (ну был такой локальный скандальчик в тусовочке — об очередном наступлении на свободу слова в России). И вот это издание — задаётся указанным вопросом. В связи с заявлением папы римского о том, что в XX веке человечество пережило три «неслыханные трагедии» — геноцид армян, нацизм и сталинизм.
В Турции, пишет издание, заявление вызвало бурную реакцию. В России какая-либо реакция вряд ли последует, хотя «мы видим внутри страны нарастающую реабилитацию сталинизма» от идеи переименования Волгограда до сериалов, в которых Иосиф Виссарионович — мудрый руководитель.
И население, ужасается издание, в большинстве своём видит в Сталине, согласно соцопросам, отнюдь не кровавое чудовище с клыками.
«У нас вызывают яростную публичную реакцию любые попытки сопоставить сталинский и гитлеровский режимы», — пишет «редакция» и делает далее поразительные открытия: «хотя аналогии между ними точно показал в своём великом документальном фильме «Обыкновенный фашизм» Михаил Ромм ещё 50 лет назад».
 
Наверное, я давно Ромма не пересматривал… Надо же, какие там, оказывается, прослеживаются аналогии…
«Официальной реакции Германии на слова папы Франциска тоже не последовало, — переходит издание к главному. — Но весь мир знает эту реакцию. Германская нация нашла в себе силы совершить покаяние за преступления против человечества, чего не было ни в Турции, ни в России за жертвы сталинских репрессий».
«В этом смысле Россия и Турция как нации принципиально отстают в своём национальном самосознании от той же Германии…» — а вот и приговор.
Не удивительно, не ново, разве что вместо «трупами завалили», «немок изнасиловали», «заградотряды стреляли», «священники и уголовники в штрафбатах воевали и победили» — мы сегодня, в год 70-летия Победы, слышим генеральный тезис о необходимости «сопоставить сталинский и гитлеровский режимы». Ну и слова папы римского, конечно, в строку — не украинских же политиков в этом вопросе цитировать крупным российским интернет-изданиям. Всё-таки, несмотря на царящее у нас свободомыслие, не поймут-с…
Зачем сопоставлять? Для нашей же пользы. Чтобы выучить уроки истории и не допустить их повторения.
Меня всегда крайне смущала эта распространённая идеологема. «Даже великая, ненавидимая ныне нами Америка прошла через этап признания постыдности рабства и истребления индейцев», — информирует нас пресса. Следует ли полагать, что покаяние в США было продиктовано необходимостью не допустить повторного уничтожения индейцев? Возрождения рабства? Мы должны рефлексировать по эпохе Ивана Грозного, чтобы не допустить нового новгородского похода и собирания земель русских? Мы должны помнить Петра I, чтобы не допустить строительства Петербурга на костях и прорубания окна в Европу? Что ещё мы должны сопоставить, осознать, отрефлексировать, чтобы не допустить? Нападения фашистской Германии?
Кто-то всерьёз полагает, что сталинские репрессии — один в один — возможны сегодня в современной России или России недалёкого будущего? Да нет же, всё совсем наоборот — как раз в государствах, где эта тема наиболее сильно отрефлексирована, на наших глазах происходит возрождение фашизма!
Так верен ли сам тезис, если последствия столь дикие?
Кроме того, мне не даёт покоя вопрос — а по каким, собственно, параметрам, по каким критериям нам предлагают сопоставить Советский Союз 30–40-х годов с Германией того же периода? Что, идеология совпадала? Коммунистическая — интернационалистическая с национал-социалистской? Серьёзно? Что, внешние проявления были идентичны? И по Союзу шагали штурмовики, проходили массовые погромы по национальному признаку? Что, устремления были похожи — СССР планировал захват «жизненного пространства» в Европе? Нет?
Во главе СССР и во главе Германии стояли сильные, даже жёсткие харизматические лидеры? О, вы не поверите, во главе Великобритании, во главе США, во главе Испании, Италии — стояли сильные, подчас жёсткие харизматические лидеры. Время такое было. И, кстати, страны, вопреки этому признаку, были совершенно разными.
Ах да, чуть не забыл. СССР и Германия же были «тоталитарными режимами»! Но я попрошу въедливого читателя залезть в энциклопедии и учебники общественно-политических дисциплин и найти хоть одно достаточное определение этого самого «тоталитаризма», такое, чтобы было непротиворечивым и его нельзя было при желании растянуть на весь глобус.
Неужели речь о несменяемости власти в ходе демократических процедур? А Свинхувуд в Финляндии — как? А тандем Пилсудский – Мосцицкий в Польше? Нет, подождите, военный диктатор Сметона в Литве! Ой, нет, диктатор Улманис в Латвии. Да погодите же, эстонский диктатор Пятс! Оказывается, СССР был окружён тоталитарными режимами!
Или, быть может, речь идёт о полномочиях власти, не ограниченных законом, декларациями прав и свобод, конституционными нормами? Оставим в покое европейские диктатуры 30–40-х годов XX века. Мы их достаточно перечислили. Но уважаемые читатели в курсе, что по сей день на планете достаточно абсолютных монархий, причём Ватикан в их числе?
А вот ещё определение — «общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан». Здесь подойдёт любой идеократический и даже теократический строй. Опять же Ватикан, здравствуйте.
Говорят даже, что «тоталитаризм» — это полный (тотальный) контроль над обществом, контроль над всеми аспектами жизни человека. В этом отношении, нужно отметить, появление смартфона сделало куда больше, чем любой политический строй XX века. Сталинизму контроль над гражданами, который сегодня воспринимается как совершенно обыденный, даже и не снился.
«Тоталитаризм» — не более чем идеологически обусловленный ярлык.
Мне безумно интересно, какой мыслительный процесс происходит в головах у современных российских журналистов, когда они пишут: «Германская нация нашла в себе силы совершить покаяние за преступления против человечества, чего не было… в России за жертвы сталинских репрессий».
27 миллионов жертв — это только советские граждане, уничтоженные фашистами. Холокост — уничтожение 6 миллионов евреев Европы — «один из самых известных примеров геноцида в XX веке, наряду с геноцидом армян в Османской империи», — сообщают нам современные энциклопедии. Геноцид армян — 2 миллиона жертв.
Сталинские репрессии — без малого 800 тысяч смертных приговоров, вынесенных всеми органами, и судебными и внесудебными, по всем делам — и уголовным, и контрреволюционным, с 1921 по 1953 годы. За 32 года. На которые пришлись, в том числе, Гражданская и Великая Отечественная войны.
И возвращаясь к словам папы римского, у меня возникает принципиальный вопрос: а мы действительно «достойны» стоять в одном ряду с Германией и Турцией?
В России слова понтифика действительно остались без официальной реакции. И это, сказать честно, крайне удивляет. Хотелось бы услышать оценку подобных сравнений, ведь и для этого, в том числе, существует наша дипломатия.
Может быть, тогда и число подобного рода публикаций поуменьшится?

Комментариев нет:

Отправить комментарий