Мариинская водная система - великий артефакт древности
Однажды я увидел обводные каналы Онежский и Староладожский, которые идут по краю озер и оканчиваются в Шлисельбурге. Эти каналы во многих местах одеты в гранит как и каналы Петербурга, над ними есть мосты, на каналах устроены шлюзы и причалы.
Масштаб работ меня просто поразил! Потом я узнал что все это еще не все, что в тоже самое время конец 18 века строился Кронштадт со своими фортами из резаного граниты на насыпных островах, в тоже самое время лапотные крестьяне строили и Петербург и не долго думая так же одели каналы в гранит! О странностях строительства Петербурга писали многие и о его непостижимых технологиях! А вот когда в моей голове все это сложилось в одном времени и месте, то объем работ их качество и грандиозность меня просто поразили до глубины души! Но и это оказалось всего лишь малой толикой того, что на самом деле происходило в этом регионе в конце 18 и по средину 19 века... время строительства ну или освоения ранее бывшей Мариинской системы! Почему я зацепился за эту водную магистраль - как бы история ее простая и ясная - взялся Алексашка Меньшиков и начал строить обводные каналы, потом Ольденбурги продолжили, а заканчивали уже советские строители! Все просто? Нет не просто и вот почему - в эту систему как мы видим по карте входит река Волхов и река Нева! Это очень не обычные реки - Нева самая полноводная и самая короткая из все рек на земле... начинается из озера и впадает в Финский залив... ну как бы ладно, бывает! Но вот река Волхов вообще странная - она вытекает из Ильмень озера, а впадает в Ладожскае озеро, река настолько напоминает канал что её часто и называют каналом, причем течение реки бывает то в одну сторону то в другую, но находится она на своем, очень нужном месте и входит в состав общей водной системы. Естественно что ни где вы не найдете упоминания о строительстве такого канала, как же ведь "древнейший" город - Великий Новгород стоит на этой реке!
Вот современная схема и в неё включена река Волхов - прямая как канал, прямее известного Волго - Балтийского канала!
Вот современная схема и в неё включена река Волхов - прямая как канал, прямее известного Волго - Балтийского канала!
Очень помогла в понимании вопроса эта схема - на ней нарисована общая схема, включающая все - от Кронштадта и до Рыбинска, единая система водно-транспортная объединяющая как пишут естественные и искусственные объекты и Мариинская только часть её.
Река Волхов и Рюриково городище...
Вот описание Мариинской системы - протяжённость составляла 1145 км, на пути следования. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток. При этом надо было миновать 28 деревянных шлюзов.
Вся система имела следующий вид: Шлюзы на Ковже — св. Константина, св. Анны и один полушлюз.
В 9 км от св. Анны прорыт соединительный канал до деревни Верхний Рубеж. На канале 6 шлюзов.
Водораздельным пунктом было Маткоозеро.
На Вытегре 20 шлюзов. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9 м и глубину на пороге 1,3 м.
Питание системы из Ковжского озера, для чего его уровень путем преграждением плотинами на Ковже и Пурасе был поднят на 2 метра.
Для безопасного сообщения вокруг озёр Белого, Онежского и Ладожского — которые часто штормит — были прорыты обходные каналы:
Сясьский канал длиной в 10 км строился 36 лет, с 1765 по 1802 годы. При Александре II расширен и модернизирован.
Свирский канал длиной 53 км строился в 1802-10 гг. Модернизирован почти одновременно с предыдущим, после чего переименован в честь Александра III.
Онежский канал. Его строительство началось в 1818 году начали на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала 20 км. От Чёрных Песков до Вознесенья рыли до 1852 года.
Белозерский канал открыт в августе 1846 года. Проходил южным берегом озера габаритами: ширина по дну 17 м, глубина 2,1 м, длина 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны — «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи — «Польза».
Вот деревянные шлюзы...
Вполне постройки соответствуют времени, даже паровые экскаваторы и землечерпалки работали...
Но мариинская водная система это уже позднее время и она не самая большая и грандиозная. Фото каналов Шлисельбурга и староладожского я не буду показывать там все ясно - нагнал Петр первый солдат и крестьян, они все и построили, как бы рядом с Петербургом и гранит не далеко есть и традиции берега в гранит закатывать от нечего делать!
Но вот например Белозерский канал - гранит.
Судьбицкий шлюз - мечта полигональщика!
А это Вышний Волочек - древний канал - опять гранит!
Особо умиляют такие вот фото - гранитные берега и баба полощет белье..... где её стиральная машинка из гранита?
Да из этого нарезанного гранита можно было сто тыщ пирамид сложить!!! Мало того получается что в 18 веке строили из гранита а в 19 веке стали делать шлюзы деревянные, в 18 веке мощные металлические конструкции вделанные в гранитные плиты, а в 19 вот такие мужички с лопатами! И бурлаки которые тянут баржи ручками - наверное и с напиленным гранитом так же, только по болотам на колесницах!
Ладно когда я вижу паровой экскаватор на фото 19 века, мне понятно как копали каналы, но в 18 веке их то вроде как не было?! И что вот так вот лопатами деревянными копали и на носилках носили на верх, а потом ровненько гранитные блоки в ручную укладывали?
А еще меня удивила малонаселенность этих местностей - это же Венеция, а где жители, какие то жалкие деревушки по каналам стоят! Короче говоря вопросы, вопросы, вопросы и на них надо бы ответить! Это же все рядом с нами! И все якобы сиволапые мужики, безграмотные и дикие... а кто их кормил, стирал, где они жили, где вся инфраструктура?
Комментариев нет:
Отправить комментарий