вторник, 14 апреля 2015 г.

Нефть в обмен на зерно и С-300

Россия начала торговать с Ираном нефтью в обмен на собственные товары

Фотография: iStockPhoto
 | 
Россия начала торговать с Ираном нефтью в обмен на собственные товары. Москва страхуется перед скорым выходом на рынок дополнительных объемов иранской нефти, что может больно ударить по ценам. Бонусом станет улучшение отношений с ИРИ (Исламской Республикой Иран).
Россия начинает активно налаживать отношения с Ираном в преддверии снятия санкций с Тегерана.
В понедельник замглавы российского МИДа Сергей Рябков на заседании международного комитета Совета Федерации заявил, что Россия уже начала торговать с Ираном по схеме «нефть в обмен на товары».
Речь может идти об объемах поставок нефти около 500 тыс. баррелей в сутки.
Сейчас Россия в обмен на иранскую нефть осуществляет поставки зерна, определенных видов техники и стройматериалов. Во вторник информацию о начале торговли подтвердил пресс-секретарь российского президента Владимира Путина Дмитрий Песков.
Рябков не уточнил, сколько по срокам продлится реализация сделки, но, по его словам, объем торгов значителен. Ранее сообщалось, что общая сумма сделки составит $20 млрд, однако это было еще в прошлом году, когда нефть стоила $110 за баррель. Если рассчитывать общий объем нефти исходя из этих цифр, он должен составить около 180 млн баррелей, или порядка 25 млн тонн. Но в этом случае, исходя из нефтяных котировок на вторник ($58,45 за баррель), сумма сделки составляет уже около $10,5 млрд.
Иран заявлял, что его потребности акцентируются на поставки насосного и компрессорного оборудования, газовых турбин, металлопроката, труб, оборудования для электростанций, пшеницы, бобовых и масленичных культур, мяса, древесины и изделий из нее, оборудования и машин для кожевенной и текстильной промышленности. В прошлом году проходила неофициальная информация, что иранская нефть может быть также платой за то, что Россия построит в Иране несколько электростанций.
Кроме того, Россия сняла запрет на поставки в Иран ЗРК С-300 «Фаворит», которые напрямую не имеют отношения к программе «нефть в ответ на товары», но потенциально также могут стать предметом размена.
Несмотря на то что торговля уже идет, иранскую нефть Россия непосредственно не получает. Об этом заявил в понедельник глава Министерства энергетики РФ Александр Новак.
«Самой России, как нефтеэкспортеру (в 2014 году среднесуточный экспорт составлял 4,84 млн баррелей), иранская нефть ни к чему, — пояснил «Газете.Ru» один из экспертов российской нефтяной отрасли. — В случае с Ираном речь идет о своповых поставках, которые пойдут из Персидского залива (в первую очередь в Китай и Индию)».
Глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков говорит, что участие России как продавца иранской нефти окажет влияние в первую очередь на региональные рынки (речь идет все о тех же рынках Азиатско-Тихоокеанского региона).
«Например, это Китай, за чей рынок сейчас борются многие крупные мировые поставщики, такие как Саудовская Аравия, — считает эксперт. — Приход на эти рынки новых объемов способен оказать влияние на цены — те же саудиты постоянно манипулируют нефтяными дисконтами для рынков АТР, то увеличивая их, то понижая». Но, предупреждает Крюков, вероятно, придется заключать какие-то допсоглашения с Ираном, которому невыгодно присутствие конкурентов в АТР.
Поставки нефти из Ирана могут сыграть против России, отмечают эксперты.
По словам аналитика UBS Максима Мошкова, любые дополнительные объемы со стороны Ирана, поступающие на и без того перенасыщенный мировой рынок, окажут дополнительное давление на цены.
Превышение предложения нефти над спросом на мировом рынке даже без участия наращивания поставок из Ирана оценивается в 1,5–2 млн баррелей в сутки. Иран же способен в течение двух месяцев выпустить на рынок еще около 1 млн баррелей в сутки. Причем сам Иран ранее неоднократно говорил, что в общем дополнительные объемы иранской нефти могут достичь и 3 млн баррелей в день.
«Когда санкции в отношении Ирана будут окончательно отменены, допобъемы в любом случае начнут поступать на рынок, независимо от того, примет ли в этом участие Россия или нет, — указывает профессор Высшей школы экономики, политолог Николай Петров. — И если РФ не может этого остановить, то наиболее разумным шагом будет возглавить этот процесс».
Дополнительным бонусом, по словам политолога, является улучшение отношений с Ираном. Россия уже пошла по этому пути. Ранее Тегеран предъявлял претензии из-за срыва в 2010 году сделки по продаже ракет С-300. Как раз тогда Россия наложила запрет на продажу «Фаворитов» иранским партнерам. Сумма иска, поданного Ираном в Третейский суд Женевы, составила $3,985 млрд. Однако в этот понедельник Владимир Путин снял запрет на поставки комплекса С-300 в Иран.

Комментариев нет:

Отправить комментарий