четверг, 25 июня 2015 г.

О ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ И "НЕМЫТОЙ РОССИИ"

В сообществе периодически возникают дебаты о "лапотной нецивилизованной" России.


Для сравнения можно  продемонстрировать немецкую крестьянскую обувь, бытовавшую в Восточной Пруссии (а так же в ряде стран балтийского побережья), и привести отрывки из путевых заметок Фрнвизина и Карамзина.

Итак - крестьянская обувь

О европейской цивилизованности и "немытой России"


Это продажа картошки в центре Кёнигсберга - фермеры привезли в город на рынок.  Обратите внимание на деревянную обувку - без толстых носков носить такую весьма неудобно - груба - трёт.

А вот кадр с довоенной немецкой киносъёмки

О европейской цивилизованности и "немытой России"


Топают с удовольствием прусские крестьяне в малоудобной деревянной обуви - потому как ВЕЗДЕ  - и у нас и у них, крестьяне кожанную обувь берегли - пока не появилось дешёвой резиновой обуви - носили что попросще и подешевле.

Ну и на последок - относительно легенды о передовой Европе 18 века и отсталой Росии, отрывки из путевых заметок Фонвизина:


<...> Поутру приехали мы в Росзиттен переменять лошадей. Росзиттен есть прескверная деревнишка. Почмейстер живет в избе столь загаженной, что мы не могли в нее войти.
<...> Обедали мы в деревнишке Саркау очень плохо. <...> 30-го прибыли мы в Кенигсберг.
Я осматривал город, в который от роду моего приезжаю четвертый раз. Хотя я им никогда не прельщался, однако в нынешний приезд показался он мне мрачнее.
<...> Всего же больше не понравилось мне их обыкновение: ввечеру в восемь часов садятся ужинать и ввечеру же в восемь часов вывозят нечистоты из города. Сей обычай дает ясное понятие как об обонянии, так и о вкусе кенигсбергских жителей.
31-го в девять часов поутру вынес нас Господь из Кенигсберга. Весь день были без обеда, потому что есть было нечего. Ужинали в Браунсберге очень дурно.
<...> Ночевать приехали мы во Франкфурт-на-Одере <...>, и трактир попался скверный. Нас, однако ж, уверяли, что он лучший в городе. <...>
Проснувшись <...> очень рано, ни о чем мы так не пеклись, как скорее выехать. Обедали мы в Милльрозе и так и сяк...
<...> 9 приехали в город Герцберг, где обедали очень плохо. Ночевали в городе Торгау...
<...> Тут попринарядились, чтобы въехать в Лейпциг...

Нюрнберг, 29 августа (9 сентября) 1784
Из журнала моего ты увидишь, что от самого Лейпцига до здешнего города было нам очень тяжко. Дороги адские, пища скверная, постели осыпаны клопами и блохами.
<...> Вообще, сказать могу беспристрастно, что от Петербурга до Нюрнберга баланс со стороны нашего отечества перетягивает сильно. Здесь во всем генерально хуже нашего: люди, лошади, земля, изобилие в нужных съестных припасах, словом: у нас все лучше и мы больше люди, нежели немцы.
После обеда <...> возили нас на гульбище <...>.
Все немецкие гульбища одинаковы. Наставлено в роще множество столиков; за каждым сидит компания и прохлаждается пивом и табаком. Я спросил кофе, который мне тотчас подали. Таких мерзких помой я от роду не видывал — прямое рвотное. По возвращении домой мы потчевали компанию чаем, который немцы пили, как нектар.

<Италия > 5 октября 1784
Боцен <...> лежит в яме. <...> Жителей в нем половина немцев, а другая итальянцев.

<...> Образ жизни итальянский, то есть весьма много свинства.
Полы каменные и грязные; белье мерзкое; хлеб, какого у нас не едят нищие; чистая их вода то, что у нас помои. Словом, мы, увидя сие преддверие Италии, оробели.
<...> После обеда ходил я к живописцу Генрицию смотреть его работу; а от него в итальянскую комедию. Театр адский. Он построен без полу и на сыром месте. В две минуты комары меня растерзали, и я после первой сцены выбежал из него, как бешеный.
<...> Ввечеру был я на площади и смотрел марионеток. Дурное житье в Боцене решило нас выехать из него.
<...> Поутру, взяв почту, отправились из скаредного Боцена в Триент <...>, который еще более привел нас в уныние. В самом лучшем трактире вонь, нечистота, мерзость...
<...> Мы весь вечер горевали, что заехали к скотам.
<...> Не понимаю, за что хвалят венецианское правление, когда на земле плодоноснейшей народ терпит голод. Мы в жизни нашей не только не едали, даже и не видали такого мерзкого хлеба, какой ели в Вероне и какой здесь все знатнейшие люди едят. Причиною тому алчность правителей. В домах печь хлебы запрещено, а хлебники платят полиции за позволение мешать сносную муку с прескверною, не говоря уже о том, что печь хлебы не смыслят.
Всего досаднее то, что на сие злоупотребление никому и роптать нельзя, потому что малейшее негодование на правительство венецианское наказывается очень строго. Верона город многолюдный и, как все итальянские города, не провонялый, но прокислый. Везде пахнет прокислой капустой.

С непривычки я много мучился, удерживаясь от рвоты. Вонь происходит от гнилого винограда, который держат в погребах; а погреба у всякого дома на улицу и окна отворены.

<...> Семка мой иначе мне о них <итальяниах> не докладывает, как: пришли, сударь, нищие. Правду сказать, и бедность здесь беспримерная: на каждом шагу останавливают нищие; хлеба нет, одежды нет, обуви нет. Все почти наги и так тощи, как скелеты. Здесь всякий работный человек, буде занеможит недели на три, разоряется совершенно. В болезнь наживает долг, а выздоровеет, едва может работою утолить голод. Чем же платить долг? Продаст постель, платье — и побрел просить милостыню. Воров, мошенников, обманщиков здесь превеликое множество; убийства здесь почти вседневные.
<...> Итальянцы все злы безмерно и трусы подлейшие. <...> Честных людей во всей Италии, поистине сказать, так мало, что можно жить несколько лет и ни одного не встретить. Знатнейшей породы особы не стыдятся обманывать самым подлым образом.
<...> В Италии порода и титла не обязывают нимало к доброму поведению: непотребные дома набиты графинями. <...> Из Ливорно воротились мы опять в Пизу, откуда <...> приехали в Сиену. <...> Отобедав, выехали мы из Сиены в 4 часа и всю ночь ехали. 16 завтракали мы в местечке Аква-пенденте.
В комнате, которую нам отвели и коя была лучшая, такая грязь и мерзость, какой, конечно, у моего Скотинина в хлевах никогда не бывает. <...>
Ни плодороднее страны, ни голоднее народа я не знаю..............

<Франция>. Монпелъе, 31 декабря 1777
Мы здесь живем полтора месяца. <...> Обедаем дома, но я не всегда, потому что зван бываю к здешним знатным господам, а жена обыкновенно обедает дома. Здесь нет обычая звать дам обедать, а зовут ужинать. В пятом часу всякий понедельник ходим в концерт, а оттуда ужинать к графу Перигору. Концерт продолжается до восьми часов...
За стол садятся в полдесята и сидят больше часа. Стол кувертов на семьдесят накрывается. Граф Перигор дает такие ужины три раза в неделю: в понедельник <...>, среду <...>, пятницу. <...> Чтоб тебе подробнее подать идею о здешних столах, то опишу их просторно.
Белье столовое во всей Франции так мерзко, что у знатных праздничное несравненно хуже того, которое у нас в бедных домах в будни подается. Оно так толсто и так скверно вымыто, что гадко рот утереть. Я не мог не изъявить моего удивления о том, что за таким хорошим столом вижу такое скверное белье. На сие в извинение сказывают мне: «Так его же не едят» — и что для того нет нужды быть белью хорошему. Подумай, какое глупое заключение: для того, что салфеток не едят, нет будто бы и нужды, чтобы они были белы.

Кроме толстоты салфеток, дыры на них зашиты голубыми нитками! Нет и столько ума, чтобы зашить их белыми. <...> Возвращусь теперь к описанию столов. Как скоро скажут, что кушанье на столе, то всякий мужчина возьмет даму за руку и поведет к столу. У каждого за стулом стоит свой лакей. Буде же нет лакея, то несчастный гость хоть умри с голоду и с жажды.
Иначе и невозможно: по здешнему обычаю, блюд кругом не обносят, а надобно окинуть глазами стол и что полюбится, того спросить чрез своего лакея. Перед кувертом не ставят ни вина, ни воды, а буде захочешь пить, то всякий раз посылай слугу своего к буфету.

Рассуди же: коли нет слуги, кому принести напиться, кому переменить тарелки, кого послать спросить какого-нибудь блюда? а соседа твоего лакей, как ни проси, тарелки твоей не примет...
<...> Люди заслуженные, но не имеющие слуг, не садятся за стол, а ходят с тарелкой около сидящих и просят, чтобы кушанье на тарелку им положили. Как скоро съест, то побежит в переднюю к поставленному для мытья посуды корыту, сам, бедный, тарелку свою вымоет и, вытря какой-нибудь грязной отымалкой, побредет опять просить что-нибудь с блюд. Я сам видел все это и вижу вседневно при столе самого графа Перигора. Часто потому не сажусь я ужинать <...>, а своему слуге велю служить какому-нибудь заслуженному нищему.

<...> Поварня французская очень хороша: эту справедливость ей отдать надобно; но <...> услуга за столом очень дурна. Я когда в гостях обедаю (ибо никогда не ужинаю), принужден обыкновенно вставать голодный. Часто подле меня стоит такое кушанье, которого есть не хочу; а попросить с другого края не могу, потому что слеп и чего просить — не вижу.

Наша «русская» мода обносить блюда есть наиразумнейшая.
В Польше и в Немецкой земле тот же обычай, а здесь только перемудрили. Спрашивал я и этому резон: сказали мне, что для экономии: если-де блюды обносить, то надобно на них много кушанья накладывать. Спрашивал я, для чего вина и воды не ставят перед кувертами? Отвечали мне, что и это для экономии: ибо-де примечено, коли бутылку поставить на стол, то один всю ее за столом и вылакает; а коли не поставить, то бутылка на пять персон становится.
Подумай же, друг мой, из какой безделицы делается экономия: здесь самое лучшее столовое вино бутылка стоит шесть копеек, а какое мы у нас пьем[2] — четыре копейки. Со всем тем для сей экономии не ставят вина в самых знатнейших домах. Клянусь тебе по чести моей, что как ты живешь своим домиком, то есть как ты пьешь и ешь, так здесь живут первые люди; а твоего достатка люди рады б к тебе в слуги пойти.
Отчего же это происходит? Не понимаю. У нас все дороже; лучшее имеем отсюда втридорога, а живем в тысячу раз лучше. Если б ты здесь жила, как в Москве живешь, то тебя почли бы презнатною особою.
<...> Перстень мой, который вы знаете и которого лучше бывают часто у нашей гвардии унтер-офицеров, здесь в превеликой славе. Здесь брильянты только на дамах, а перстеньки носят маленькие. Мой им кажется величины безмерной и первой воды. Справедлива пословица: в чужой руке ломоть больше кажется. <...> Перестаю писать для того, что пришел к нам обедать Зиновьев и принесли уже кушанье."


"Я видел Лангедок, Прованс, Дюфине, Лион, Бургонъ, Шампань. Первые две провинции считаются во всем здешнем государстве хлебороднейшими и изобильнейшими. Сравнивая наших крестьян в лучших местах с тамошними, нахожу, беспристрастно судя, состояние наших несравненно счастливейшим. Я имел честь вашему сиятельству описывать частию причины оному в прежних моих письмах; но главною поставляю ту, что подать в казну платится неограниченная и, следственно, собственность имения есть только в одном воображении. В сем плодоноснейшем краю на каждой почте карета моя была всегда окружена нищими, которые весьма часто, вместо денег, именно спрашивали, нет ли с нами куска хлеба. Сие доказывает неоспоримо, что и посреди изобилия можно умереть с голоду." - из писем Фонвизина своему другу Петру Ивановичу Панину (1721–1789), генералу в отставке.
собрание соч. Фонвизина в эл. виде: http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/toc_vol_2.htm
http://www.rvb.ru/18...onvizin/toc.htm

Карамзин писал изначально свои путевые заметки для публикации (в отличии от Фонвизина, писавшего личные письма), поэтому он старался останавливаться на этнографической составляющей описываемых мест, и старался быть вежливым и занятным, и тем не менее даже у вежливого Карамзина (поехавшего, кстати, похоже, на "спонсорские" деньги друзей масонов ) мы встречаем:

///как нам сказали, что прусские корчмы очень бедны, то мы запаслись здесь хорошим хлебом и вином.///
///В прусских корчмах не находим мы ни мяса, ни хорошего хлеба. ///
///Места пошли совсем не приятные, а дорога худая. ///
///Выехав из Кенигсберга, еще не видал я порядочно одетого человека. Двое играли в бильярд; один — в зеленом кафтане, диком камзоле и в сальном парике, человек лет за сорок, а другой — молодой человек в пестром кургузом фраке; пер­вый играл очень худо и сердился; а другой хотел над ним шутить, смеялся во все горло при каждом его промахе, поглядывал на нас и в зеркало и оправлял беспрестанно свой толстый запачканный галстук. Карикатура за карикатурою приходила в трактир, и всякая карикатура требовала пива и трубки.///
///Лишь только вышли мы на улицу (в Берлине), я должен был зажать себе нос от дурного запаха: здешние каналы наполнены всякою нечистотою. Для чего бы их не чистить? Неужели нет у берлинцев обоняния?///
///Нравственность здешних жителей прославлена отчасти с худой стороны. Господин Ц. (знакомый Карамзина, живший в Берлине. — Авт.) называет Берлин Содомом и Гомором; однако ж Берлин еще не провалился, и небесный гнев не обращает его в пепел. В самом деле, г. Ц забыл, что во всех семьях бывают уроды и что по сим уродам нельзя заключать о всей семье. Мудрено и людям считаться между собою в добродетелях или пороках, а городам еще мудренее.
Говорят, что в Берлине много распутных женщин; но если бы правительство не терпело их, то оказалось бы, может быть, более распутства в семействах — или надлежало бы выслать из Берлина тысячи солдат, множество холостых, праздных людей, которые, конечно, не по Руссовой системе воспитаны и которые по своему состоянию не могут жениться.///

А вот отзывы о России иностранца - Пайпса, далеко не русофила:
Не только в одной Ирландии, но и в тех частях Великобритании, которые, считается, избавлены от ирландской нищеты, мы были свидетелям убогости, по сравнению с которой условия русского мужика есть роскошь., живёт ли он средь городской скученности или в сквернейших деревушках захолустья. Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины." (1839 год)
Ещё одно свидетельство англичанина, приводимое Пайпсом:
"Безо всяких колебаний говорю я , что положение здешнего крестьянства лучше положения этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дёшевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и большая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами. "(1820 год)

"В гей-Европе детей из семей изымают и на воспитание тем же педофилам отдают."

От куда у вас эта информация?
Тиунов Сергей
Тиунов Сергей → Sigie -про Норвегию почитайте и в интернете посмотрите. А на ржавую воду из-под крана я в Ивановской области насмотрелся еще в 1980-1982 годах. У нас в Магнитогорске тоже не во-всех районах города вода одинаковая: где получше, где похуже(солей больше), но она прозрачная и пить ее можно.
 2 
да с этой ювенальной юстицией европейцы уже нахлебались по уши и еще нам ее навязывают! То же и педерастией и лесбиянством: ну надо додуматься на Евровидении дать первое место какому-то ОНО! Да нормальный человек на это без презрения смотреть не может! А они бахвалятся-у них демократия, якобы! Мужиков плакать учат на специальных курсах! Не зря их арабы притеснять начали, в той же Норвегии есть районы, куда коренные жители заходить боятся и полиция там уже арабская. Нам надо на ошибках европейцев учиться, чтобы самим на эти "грабли" не наступать.
 2 
Мы с вами разные люди. 
Вы обшариваете интернет в поисках любого негатива о России (без разницы - хоть уголовщина, хоть ржавая вода, лишь бы негатив) и готовы восхищаться чужими убогими деревянными клумпами лишь потому, что они иностранные. А я ищу каждый позитивный сдвиг, каждую позитивную новость в жизни моей страны - чей-то добрый и благородный поступок, новая нитка газопровода, новый завод в каком-то регионе. 
Это разный взгляд на жизнь: для вас всегда стакан наполовину пуст и в этом виноваты, конечно, не вы, а "проклятая страна, где вас угораздило родиться", а для меня - всегда наполовину полон. 
Только вот каждый человек сам выбирает, кем ему быть: вечно ноющим и злорадствующим лузером, обвиняющим в собственной убогости свою страну, или создателем своей жизни и своей судьбы.
 5 
Вспомните, что несколько лет назад была куча книг и телепередач, в которых "умные" люди доказывали, что "Россия не Америка" и в ней практически нельзя жить, т.к. здесь большая часть страны находится в зоне, неблагоприятной для земледелия. Нам вдалбливали в головы, что лучше бы перебраться куда-нибудь к теплому морю или океану, т.е. оставить свою страну, могилы своих родителей и дедов. Все эти сайентистские учения запускали в школы, готовили плацдарм для расчленения народа на группки по интересам, чтобы потом сделать то, что сделали на Украине, где люди возмечтали жить, как в Европе, а работать, как работали, т.е. хреновато. Европа, конечно, за эти столетия здорово шагнула вперед, и гостиниц с клопами в ней вряд ли найдешь. Но сделал все это их народ своими руками под руководством все-таки не самых тупых правителей. Пора бы и нам перестать завидовать их благополучию, а работать поэффективнее, да менеджеров и депутатов выбирать поосмотрительнее, тогда и Россия вперед шагнет.
Михаил Пантюхин
Михаил ПантюхинМы когда-нибудь узнаем свою историю со времён "Тартарии" (как нашу страну в Европе называли в 1-м веке н.э.) Атиллы (Князь Мстислав), который не просто "поставил" Европу, но и держал её, пока его не отравили. Ещё в те времена наша страна была нежелательна как "локомотив", а вспомнить Петра Столыпина .............
 4 
Жуть, конечно. Читала и тошнота подступила.
Елена Пемфилон
Елена Пемфилонэуропейская цивилизация))) 
До того, как арабы завоевали Испанию, жители городов использовали окна вместо туалетов (поскольку туалетов как таковых и не было) и испражнялись прямо на улицу. АРАБЫ в приказном порядке заставили жителей ставить решетки на окна, чтобы отучить этих цивилизованных гадить из окна.
А мода на широкополые шляпы откуда? Помои прям из окон выливали.
Елена Пемфилон
Елена Пемфилон → Елена ПемфилонИ арабы научили их МЫТЬСЯ.
Когда я прочитала, что Изабелла Кастильская дала обет и НЕ МЫЛАСЬ 25 ЛЕТ...Я подумала, что это шутка))
Ан нет... Она мылась всего 2 раза в жизни!!!!!!!!!!!!!! Перед свадьбой и когда крестилась)

Комментариев нет:

Отправить комментарий