Четыре мифа об изучении иностранных языковКомментарии: 130
Оказывается, у тех, кто начинает осваивать английский в 50, успехи не хуже чем у 30-летних [неожиданные результаты научных исследований]
Корреспондент «КП» посетил научную лекцию «Как изучение иностранных языков влияет на мозг».
- Моей 81-летней бабушке недавно позвонили мошенники, чтобы продать таблетки от ухудшения памяти. «Да, с памятью не очень хорошо, - согласилась бабушка, – я сейчас учу английский и никак не могу запомнить, как образуется present perfect-continious (настоящее совершенное длительное время, сложная грамматическая форма в английском языке. – Авт.)». После этих слов человек испугался и положил трубку, больше мошенники не доставали, - начала с жизненной истории свою лекциюна московском фестивале «Наука в парке» Ася Казанцева, биолог и автор популярной книги «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Эксперт развеяла несколько распространенных мифов об изучении иностранных языков и рассказала, как овладение незнакомой речью влияет на наш мозг.
МИФ 1: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ОТ «БИТЛЗ» НЕ СДЕЛАЮТ РЕБЕНКА ПОЛИГЛОТОМ
РЕКЛАМА
- Каждый ребенок рождается «гражданином мира» и потенциально может освоить вообще любой язык, какой бы сложной фонетика и грамматика ни была, - поясняет Ася Казанцева. Оказывается, в детстве у человека есть сенситивный период, когда он настроен как губка впитывать язык из окружающей среды. Это возраст примерно до 7 – 8 лет: дети осваивают язык главным образом за счет подражания, практически не прилагая сознательных усилий, чтобы запоминать слова и построение предложений. Таким способом мы овладеваем родным языком.
А вот при изучении иностранного, особенно в более старшем возрасте, сенситивного периода практически нет, на одном подражании освоить незнакомый язык практически невозможно. Чтобы выучить «чужой» язык, человек в основном прилагает сознательные усилия, запоминает слова, лексику.
В ходе исследований обнаружились любопытные особенности, отметила Ася Казанцева. Как выяснилось, сначала дети воспринимают вообще любые звуки, но затем постепенно, в ходе общения с родителями, начинают «фильтровать», оставляя в своем лексиконе звуки, имеющие значение именно в родном языке. Профессор, сооснователь Института изучения мозга в Вашингтоне Патриция Куль проводила эксперименты, которые показали: если мы возьмем человека, говорящего, например, на китайском, и он будет проводить с американскими детьми по паре часов каждый день, общаться, читать книжки, то дети в тестах затем показывают, что звуки мандаринского языка они различают хорошо. А вот если в течение такого же времени ежедневно показывать малышам телеэкран, где та же воспитательница читает книжки и рассказывает те же истории, то это не окажет вообще никакого эффекта!
То есть ребенку важно именно общение, речь, обращенная к нему непосредственно, обратная связь, - пришли к выводу эксперты. «А если вы просто будете включать в качестве колыбельной песни Джона Леннона, то это, к сожалению, никак не поможет ребенку учить английский», - огорчила Ася Казанцева.
МИФ 2: РАНЬШЕ – НЕ ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ
Когда начинать изучать иностранный язык? Чем раньше - тем лучше, уверено большинство. Но и здесь все не так однозначно.
Напомним: есть два основных способа изучения - погружение в среду и обучение вне среды. В первом случае все понятно и предсказуемо: чем раньше вы попадаете в зарубежную среду, тем лучше усваиваете иностранный язык. Когда дети из Китая, Японии и других азиатских стран приезжали в США, учили английский, а затем во взрослом возрасте им давали грамматические тесты, то выяснялось: чем в более раннем детстве попадали иностранцы в Америку, тем лучшие результаты теста они показывали. Так, дети, которые приехали в США в возрасте до 7 лет, в дальнейшем показывали такие же результаты теста, что и коренные американцы, говорящие на английском с самого рождения. Чем в более позднем возрасте переселялся в США иностранец, тем меньше у него было правильных ответов.
А вот результаты наблюдений за добровольцами, изучавшими чужой язык вне среды, не уезжая с родины, оказались весьма неожиданными. Исследователи решили сравнить уровень владения языком у английских детей, которые начинали учить французский либо в 8 лет, либо в 11, и осознанно изучали до 16 лет. Оказалось, что у первых, приступивших к учебе раньше, всего процентов на пять лучше восприятие устной речи, но при тестировании навыков чтения, письма, собственной речи никакой заметной разницы по сравнению со второй группой учеников нет. «Так что привычное представление – чем раньше ребенок в школе начнет учить иностранный язык, тем лучше будет его знать, вызывает сомнение», - пожимает плечами Ася Казанцева.
МИФ 3: КРОССВОРДЫ, УЧЕБА В ВУЗЕ И ДРУГИЕ ЗАНЯТИЯ НЕ МЕНЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ ДЛЯ МОЗГА
Что же происходит в нашем мозге при изучении английского или испанского? При формировании долговременной памяти - когда мы пытаемся запомнить незнакомые слова и грамматические конструкции - растут новые синапсы, то есть связи между нейронами, нервными клетками головного мозга.
- Исследования показали, что изучение иностранного языка позитивно меняет мозг, причем, более эффективно, чем многие другие занятия, - рассказала Ася Казанцева. - Так, скандинавские ученые наблюдали за группой военных переводчиков, изучавших сложные языки – хинди, арабский. Их сравнивали с группой студентов-нейрофизиологов, которые тоже учились интенсивно и усваивали непростую информацию – как работает мозг. Всем добровольцам в конце эксперимента, через три месяца плотного обучения сделали томографию головного мозга, и оказалось, что у военных переводчиков здорово увеличился объем гиппокампа (отдел мозга, отвечающий, в том числе, за память) и объем зон коры мозга, отвечающих за разработку речи. У студентов-медиков такого эффекта замечено не было.
Еще одно любопытное и обнадеживающее научное исследование показало, что у людей-билингв старческое слабоумие в среднем начинает развиваться на 5 лет позже чем у тех, кто всю жизнь говорил на одном языке. Причем, билингв в данном случае эксперты рассматривали в самом широком смысле – то есть любых людей, которые когда-либо в работе и в жизни интенсивно использовали иностранный язык.
МИФ 4: В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ УСПЕХИ МЕНЬШЕ
Вообще, ученые все больше склоняются к тому, что изучение иностранного языка можно считать одним из эффективных способов замедлить старение мозга. Только вот на практике люди нередко переживают, что после 25 - 30 лет осваивать чужую речь-грамматику намного сложнее, чем в юном возрасте. И на серьезные успехи рассчитывать не стоит. К счастью, Ася Казанцева, ссылаясь на исследования, опровергла и этот удручающий миф.
- Как ни удивительно, принципиальной разницы между 60-летними и 30-летними в скорости и качестве освоения иностранного языка не обнаружилось, - порадовала автор научной лекции. - Да, с одной стороны, в 30 лет у нас в мозге больше нейронов, связи между ними образуются легче и быстрее (то есть формирование памяти идет легче. - Авт.). Но, с другой стороны, если человек идет учить иностранный язык в более зрелом возрасте, то, как правило, у него высокая мотивация, хорошая привычка к интеллектуальной деятельности, развитое аналитическое мышление. Эти факторы имеют большое значение, поскольку чужой язык мы не впитываем как губка, интуитивно, а понимаем его головой, логически. С возрастом же логическое мышление, как правило, улучшается, мотивация становится более осознанной, и это оказывает серьезную поддержку при изучении иностранного языка, фактически нейтрализуя эффект естественного ухудшения памяти.
ИТОГО
Три основных фактора, которые признаны залогом успеха при изучении иностранного языка вне среды его использования:
1) самодисциплина,
2) мотивация,
3) аналитическое мышление.
А для вас какой способ изучения иностранного языка оказался самым успешным? Поделитесь опытом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий