суббота, 6 декабря 2014 г.

Почему Франция не отдает России корабли


Универсальный десантный корабль «Мистраль» на выходе из порта
Фотография: Yannick Le Bris (2005)

В 2010 году Россия заказала Франции изготовление двух вертолётоносцев. Одно судно уже готово, и должно быть передано российской стороне, но правительство Франции медлит с отправкой. Почему — рассказывает бывший офицер разведки ВМФ СССР shri_boomer.
Давайте на минуту представим, что ядерное оружие во всём мире перестало существовать. Скажем был изобретён какой-нибудь мощный гиперболоид или ультразвук, который нейтрализует обогащенный уран U-235 и превращает его в безвредный обедненный.
Давайте на минуту представим, что ядерное оружие во всём мире перестало существовать. Скажем был изобретён какой-нибудь мощный гиперболоид или ультразвук, который нейтрализует обогащенный уран U-235 и превращает его в безвредный обедненный.

Кормовую часть вертолётоносца «Владивосток» (типа «Мистраль») делали
на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спуск на воду


Что произойдет в следующие 24 часа можно прочитать в материалах о «шестидневной войне», действиях немецкой авиации 22 июня 1941 года, Суэцком кризисе и прочих «тонкийских» конфликтах.

Конечно, некоторые могут возразить «мол, ничего не произойдёт» армии Израиля, Пакистана, Индии, Китая, США и силы НАТО будут спокойно сидеть по своим штабам придумывая куда бы сбросить очередную порцию гуманитарной помощи. И никаких тебе «миротворческих операций».

Да, конечно,
возможен и такой вариант.

В конце 80-х мне приходилось довольно часто бывать в боевых походах на Средиземном море, из них два были весьма продолжительные. На отдых наше ССВ (Судно связи) заходило в сирийский Тартус, где базировались советские военные корабли.

ССВ «Приазовье» на котором мне довелось служить


И поскольку основной задачей нашего судна являлось слежение за шестым флотом США, а точнее за авианосными ударными группами (АУГ) этого флота, то я вполне хорошо представляю себя, какая огромная мощь кроется в авианесущих крейсерах прикрытых со всех сторон самолётами, подлодками, вертолетами, эсминцами и современными радиолокационными станциями (РЛС) и гидроакустическими станциями (ГАС).

Так вот насчет «Мистралей».
Так вот насчет «Мистралей».

Кораблей управления такого класса в России нет и ещё не скоро появятся. Для России это примерно тоже, что делать на АвтоВАЗе автомобили класса БМВ. Вооружённые, как планируется, боевой информационно-управляющей системой «Сигма —Э» (БИУС), непрерывно дающими обстановку в четырёх средах, в сочетании с корабельной поисковой-ударной группой (сокращённо КПУГ) и кораблями охранения, это если и не флоты, то уже и не эскадры — это мобильные флотилии аж на двух театрах военный действий (ТВД) — Тихоокеанском и Атлантическом. К тому же они способны возглавлять авианосно-ударные группы, имея на случай прибрежных операций морской десант и его авиационное обеспечение. Кроме того, они являются кораблями-доками и способны обеспечить ремонт кораблей своего охранения малой тоннажности без захода в базы.

Плохо, что их не четыре, как планировалось, а всего два. В Арктике и в Индийском океане (как бы возрождая собой XIV Индийскую эскадру) они тоже были бы совсем не лишние. А вот теперь — о противолодочных кораблях (ПЛКР).

С конца 60-ых и до середины 90-ых на Черноморском флоте их было два. Длиной 190 м и шириной 35 — вертолётонесущие ПЛКР «Москва» и «Ленинград» («Мистрали» — 199Х32). ПЛКР без десантных твиндеков, правда, но с ядерным оружием на борту.

Оба, сменяя друг друга, использовались в качестве кораблей управления и флагманов V Средиземноморской эскадры, поддерживая бесперебойную работу пунктов передового базирования эскадры в Аннабе (Алжир), Александрии (Египет) и Латакии (Сирия) и совершая периодические походы к берегам Кубы.

Оба не раз проводили КПУГи и КУГи (одним своим присутствием превращая их в АУГи) из кораблей эскадры Суэцким каналом до пунктов передового базирования XIV Индийской эскадры в Адене и на о. Сокотра (тогда — Ю. Йемен), отрабатывая там с «индийцами» слаженность в решении боевых задач.

К слову сказать, авианосцы у США были, как раз те, боевая мощь которых до сих пор ими же не превышена — «Энтерпрайз», «Нимитц», «Форрестол».
И «столкновения» с ними «на курсах опасного маневрирования» кораблями эскадры и её вертолётного парка не раз были, оканчиваясь не в пользу АУГ IV, V и VI флотов США. В середине 70-ых годов Суэцкий канал был заминирован израильским ВМС и советская V Средиземноморская эскадра под командованием ПЛКР «Ленинград», в условиях постоянных боестолкновений, блестяще провела его траление и восстановила контроль советского ВМФ на коммуникациях Средиземное море-Индийский океан.

И всё это при том, что наши противолодочные корабли не могли выполнить ни захват берегового плацдарма, ни десантной операции любого другого типа.

Ожидаемые «Мистрали» настоящее наступательное оружие нового поколения, они гораздо эффективнее, мощнее и универсальнее.

По какой причине Франция тянет резину и не отдаёт нам корабли, за которые заплачено звонкой монетой можно даже не гадать.

В ситуации, которая сильно напоминает Крымскую компанию 1853-1856, отдавать своему потенциальному противнику наступательное оружие, мягко говоря, неразумно. И согласно этой логике, Франция самостоятельно или под давлением США, будет тянуть резину до той поры, пока на Украине не стабилизируется ситуация, все заинтересованные стороны придут к консенсусу, отменятся санкции и воцарится мир, дружба, жвачка.

Что пока маловероятно.

Насколько воинственно настроены силы НАТО, насколько Франция самостоятельна в европейской политике и насколько сильна наша дипломатия будет совершенно ясно в случае отдадут нам «Мистрали» или нет.

Лично я подозреваю, что в обозримом будущем этого не произойдёт

Комментариев нет:

Отправить комментарий