Россия протестует против передачи украинской ГТС под управление инвесторов из США и Европы.
Фотография: AP Photo/Sergei Chuzavkov
| Алексей Топалов
Россия обвинила Украину в нарушении норм ВТО из-за отказа властей страны допустить компании из РФ к приобретению доли в ее газотранспортной системе. В Киеве не хотят продавать часть сети «Газпрому», рассчитывая на участие инвесторов из ЕС и США. Новая компания — оператор ГТС может поднять вопрос о повышении ставки за транзит российского газа или же вовсе закрыть трубу на ремонт, предупреждают эксперты.
Россия выступает против продажи доли в управлении украинской газотранспортной системой западным инвесторам. Об этом в пятницу сообщил ТАСС со ссылкой на главу департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова. По его словам, на совете по торговле и услугам Всемирной торговой организации, состоявшемся в конце ноября, российская сторона заявила, что закон о продаже украинской ГТС, который был принят в августе, не соответствует обязательствам Киева в рамках ВТО.
«Мы провели анализ ситуации и пришли к выводу, что Украина нарушает свои обязательства, — сказал чиновник. — Мы сделали заявление, что это законодательство противоречит нормам ВТО, и предложили его отменить».
Украинская сторона, по словам Медведкова, не считает этот закон нарушением своих обязательств.
Свое недовольство новым украинским законом о реформировании газотранспортной системы Москва выразила еще в августе, сразу после его принятия. В рамках планируемой реформы управление ГТС перейдет от государства к компании-оператору, в которой до 49% могут приобрести зарубежные инвесторы из США, Евросоюза или Европейского энергетического сообщества. Кроме того, новый закон предполагает создание компании-оператора (также с возможным участием резидентов США, ЕС и ЕЭС), которая будет управлять подземными газохранилищами. Обе они должны быть созданы до начала 2015 года.
Ранее украинский «Нафтогаз» сообщал, что ведет переговоры с рядом претендентов на долю в ГТС. По неофициальной информации, среди них фигурирует американская Chevron, однако компания комментировать слухи отказалась.
О необходимости создания консорциума по управлению ГТС говорил в свое время еще Виктор Янукович, предлагая участвовать в нем и России. Однако «Газпром» хотел получить в собственность не менее 50% сети (как, например, было с белорусским «Белтрансгазом», который впоследствии полностью перешел во владение «Газпрома»). Позднее предлагались варианты трехстороннего консорциума по управлению газотранспортной системой с участием европейских компаний, но Россия отказалась и от этого варианта.
А вот администрация президента Петра Порошенко и правительство Арсения Яценюка участие России уже исключили, что вызвало резкий протест Москвы.
После принятия закона о реформировании украинской ГТС депутат Госдумы Андрей Круглов направил запрос на имя главы Минэнерго РФ Александра Новака и министра экономического развития Алексея Улюкаева, в котором предложил рассмотреть возможность подачи жалобы в ВТО на действия Киева из-за «ущемления прав российских компаний при акционировании газотранспортной системы».
Круглов отмечал, что при вхождении в ВТО Украина приняла на себя обязательства, согласно которым российским компаниям должен быть предоставлен доступ на рынок услуг по транспортировке и хранению газа без возможности введения каких-либо ограничений. Возможность введения запрета на участие вертикально интегрированных компаний в ГТС Украины (в частности, «Газпрома») также не предусмотрена обязательствами Киева в рамках ВТО.
«Россия недовольна тем, что у украинской ГТС может появиться новый управляющий, который сможет оказывать влияние на транзит», — сказал «Газете.Ru» завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
«Например, компания-оператор с участием американских или европейских собственников сможет манипулировать направлениями транзита, перекрывая одни из них на ремонт».
«Кроме того, компания-оператор может поднять вопрос о повышении ставки транзита, мотивируя это необходимостью все того же ремонта», — предупреждает Агибалов.
В модернизации украинская ГТС действительно нуждается. На текущий момент ее изношенность составляет до 65%, в зависимости от участка. По различным оценкам, реконструкция обойдется в $10–15 млрд.
Впрочем, не все эксперты согласны с такой точкой зрения. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что в действительности угроза прихода западных инвесторов к управлению украинской трубой для России не слишком велика.
«Заявляя об отказе от «Южного потока», Владимир Путин сообщил о прокладке альтернативной трубы через Турцию, — напоминает глава ФНЭБ. — Очевидно, что исключение Украины из транзитной цепочки к 2020 году — а в 2019 году заканчивается действующий транзитный контракт — является для Москвы принципиальным вопросом. Без российского газа украинская ГТС интереса не представляет, так что возникают серьезные сомнения в том, что западные инвесторы захотят приобрести этот актив».
Россия выступает против продажи доли в управлении украинской газотранспортной системой западным инвесторам. Об этом в пятницу сообщил ТАСС со ссылкой на главу департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова. По его словам, на совете по торговле и услугам Всемирной торговой организации, состоявшемся в конце ноября, российская сторона заявила, что закон о продаже украинской ГТС, который был принят в августе, не соответствует обязательствам Киева в рамках ВТО.
«Мы провели анализ ситуации и пришли к выводу, что Украина нарушает свои обязательства, — сказал чиновник. — Мы сделали заявление, что это законодательство противоречит нормам ВТО, и предложили его отменить».
Украинская сторона, по словам Медведкова, не считает этот закон нарушением своих обязательств.
Свое недовольство новым украинским законом о реформировании газотранспортной системы Москва выразила еще в августе, сразу после его принятия. В рамках планируемой реформы управление ГТС перейдет от государства к компании-оператору, в которой до 49% могут приобрести зарубежные инвесторы из США, Евросоюза или Европейского энергетического сообщества. Кроме того, новый закон предполагает создание компании-оператора (также с возможным участием резидентов США, ЕС и ЕЭС), которая будет управлять подземными газохранилищами. Обе они должны быть созданы до начала 2015 года.
Ранее украинский «Нафтогаз» сообщал, что ведет переговоры с рядом претендентов на долю в ГТС. По неофициальной информации, среди них фигурирует американская Chevron, однако компания комментировать слухи отказалась.
О необходимости создания консорциума по управлению ГТС говорил в свое время еще Виктор Янукович, предлагая участвовать в нем и России. Однако «Газпром» хотел получить в собственность не менее 50% сети (как, например, было с белорусским «Белтрансгазом», который впоследствии полностью перешел во владение «Газпрома»). Позднее предлагались варианты трехстороннего консорциума по управлению газотранспортной системой с участием европейских компаний, но Россия отказалась и от этого варианта.
А вот администрация президента Петра Порошенко и правительство Арсения Яценюка участие России уже исключили, что вызвало резкий протест Москвы.
После принятия закона о реформировании украинской ГТС депутат Госдумы Андрей Круглов направил запрос на имя главы Минэнерго РФ Александра Новака и министра экономического развития Алексея Улюкаева, в котором предложил рассмотреть возможность подачи жалобы в ВТО на действия Киева из-за «ущемления прав российских компаний при акционировании газотранспортной системы».
Круглов отмечал, что при вхождении в ВТО Украина приняла на себя обязательства, согласно которым российским компаниям должен быть предоставлен доступ на рынок услуг по транспортировке и хранению газа без возможности введения каких-либо ограничений. Возможность введения запрета на участие вертикально интегрированных компаний в ГТС Украины (в частности, «Газпрома») также не предусмотрена обязательствами Киева в рамках ВТО.
«Россия недовольна тем, что у украинской ГТС может появиться новый управляющий, который сможет оказывать влияние на транзит», — сказал «Газете.Ru» завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
«Например, компания-оператор с участием американских или европейских собственников сможет манипулировать направлениями транзита, перекрывая одни из них на ремонт».
«Кроме того, компания-оператор может поднять вопрос о повышении ставки транзита, мотивируя это необходимостью все того же ремонта», — предупреждает Агибалов.
В модернизации украинская ГТС действительно нуждается. На текущий момент ее изношенность составляет до 65%, в зависимости от участка. По различным оценкам, реконструкция обойдется в $10–15 млрд.
Впрочем, не все эксперты согласны с такой точкой зрения. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что в действительности угроза прихода западных инвесторов к управлению украинской трубой для России не слишком велика.
«Заявляя об отказе от «Южного потока», Владимир Путин сообщил о прокладке альтернативной трубы через Турцию, — напоминает глава ФНЭБ. — Очевидно, что исключение Украины из транзитной цепочки к 2020 году — а в 2019 году заканчивается действующий транзитный контракт — является для Москвы принципиальным вопросом. Без российского газа украинская ГТС интереса не представляет, так что возникают серьезные сомнения в том, что западные инвесторы захотят приобрести этот актив».
Комментариев нет:
Отправить комментарий