пятница, 5 декабря 2014 г.

Турция не пропустит танкеры с СПГ для Украины в Черное море

   
 Турция не пропустит танкеры с СПГ для Украины в Черное море
Намерения Украины обеспечить поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США, чтобы уменьшить энергетическую зависимость от России, «застряли в проливе Босфор», пишет Bloomberg.
СПГ из США может доставляться на терминал, который Украина хочет построить в Черном море, только через турецкие проливы. Однако Турция не позволяет танкерам с СПГ входить в Босфор из соображений безопасности, а также из-за перегруженности пролива.
Реализацию поставок СПГ в Украину может еще больше осложнить недавнее решение России отказаться от строительства газопровода «Южный поток» в пользу маршрута через Турцию. Укрепление связей между Россией и Турцией еще более снижает вероятность того, что последняя согласится пропускать через Босфор танкеры с СПГ для Украины.
В июне министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что страна является противником идеи строительства Украиной СПГ-терминала на Черном море из-за рисков, сопряженный с транспортировкой газа в условиях чрезмерно интенсивного трафика в канале. Эта позиция не изменилась, сообщил Bloomberg источник в министерстве.
По данным Управления энергетической информации США, объемы транзита нефти и нефтепродуктов через проливы Босфор и Дарданеллы за 8 лет, с 2006 по 2013 гг., выросли с 2,6 млн до 2,9 млн баррелей в день.
Руководитель турецкой энергетической компании Akfel Holding AS Фатих Балтачи сообщил в интервью Bloomberg в октябре, что возросший трафик через пролив вызывает проблемы для судоходства и высокие экологический риски. В этой связи, по его мнению, проект Украины в Черном море является нежизнеспособным.
Как сообщил министр энергетики Украины Юрий Продан 19 ноября, Украина продолжит реализацию проекта по обеспечению поставок СПГ, несмотря на высокую вероятность того, что Турция не пропустит танкеры через Босфор. «В государстве полный хаос, нет денег, при этом они говорят о строительстве экзотический газовой инфраструктуры, которая им в принципе не нужна», - прокомментировал планы Украины в интервью Bloomberg 28 ноября старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Стерн.
ТАСС сообщал ранее, что строительство терминала в районе Одессы предполагается завершить к концу 2015 года. По заявлениям инициатора проекта компании ТИС, стоимость терминала составит 60-65 млн долларов. Эта оценка представляется несколько заниженной. Так, по данным Bloomberg, аналогичный проект Литвы - судно Independence для приема и регазификации СПГ, поставка которого была завершена в прошлом месяце, обошлось в сумму порядка 330 млн долларов.
 
                    Правила прохода кораблей через Черноморские проливы. Конвенция "Монтрё"

Право прохода военных кораблей и торговых судов через черноморские проливы Босфор, Мраморное море и Дарданеллы определяет Конвенция от 20 июля 1936 года. Она подписана всеми Черноморскими государствами, в том числе СССР, а также многими европейскими странами в г.Монтрё (Швейцария) и регулирует правовой режим прохода через черноморские проливы.. В обиходе ее называют - Конвенция Монтрё. На положениях этой Конвенции я остановлюсь особо, поскольку Черноморские проливы являются важнейшим и единственным выходом для кораблей и судов нашего государства из Черного в Средиземное море и далее через Гибралтар - в Атлантику, а через Суэцкий канал - в Индийский и Тихий океаны.

Вопрос о режиме плавания через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы - одна из давних международных проблем. Черноморские державы всегда стремились получить свободный выход в Средиземное море для своих кораблей и судов, при этом не должны были ущемляться интересы Турции, без которой любое соглашение по черноморским проливам было бы невозможно. Нечерноморские страны со своей стороны добивались разрешения на доступ своих кораблей в Черное море.
В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза и без каких-либо формальностей. Лоцманская проводка в проливах необязательна. Конвенцией Монтрё предоставлено право Турции взимать с каждого проходящего судна сбор для покрытия расходов по санитарному контролю, навигационному ограждению и содержанию спасательной службы.

Порядок прохода через черноморские проливы военных кораблей регламентируется статьями 8-22 Конвенции. Из приложения IV к Конвенции о режиме проливов видно, что в составе флотов причерноморских государств могут быть корабли любого класса (т.е. и авианосцы). В момент прохода проливов запрещено выполнять полеты авиации, находящейся на борту кораблей.
Нечерноморским странам разрешается проводить через проливы в Черное море только легкие надводные корабли и вспомогательные суда водоизмещением одного корабля не более 10000т. Суммарное водоизмещение отряда кораблей в момент прохода проливов не должно превышать 15000т. и их проход разрешен только в дневное время. Нечерноморские государства не вправе вводить в Черное море авианосцы и подводные лодки. Общий тоннаж эскадры боевых кораблей нечерноморских стран, находящихся в Черном море, не должен превышать 45000т.

Время пребывания на Черном море отряда военных кораблей нечерноморских стран не должно превышать 21 день, независимо от цели прихода. Турецкие власти должны быть извещены по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей через черноморские проливы, для нечерноморских стран - за 15 суток, для черноморских - обычно за 8 суток, но не менее, чем за трое. Регулируется проход иностранных военных кораблей через проливы и во время войны. Если Турция является воюющей стороной, то проход кораблей зависит исключительно от турецкого правительства.
Черноморские государства обязаны ежегодно по состоянию на 1 января и на 1 июля сообщать турецкому правительству общее водоизмещение кораблей своего флота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий