среда, 3 декабря 2014 г.


Геополитические аспекты сближения России и Турции. «Южный Поток» не самый главный элемент итогов визита

   
Геополитические аспекты сближения России и Турции.  «Южный Поток» не самый главный элемент итогов визита
 
 Вот уж чего я не ожидал, так это такого нашествия ботов в мой вчерашний довольно рядовой пост о «Южном Потоке». Причем не только доморощенных, но и зарубежных в большом количестве. Невольно напрашивается мысль, что я нечаянно оттоптал им такую любимую мозоль, что сдержать вопль боли и возмущения не оставалось никаких сил. Тем лучше.
 Однако, продолжим.
  «Южный Поток», а точнее его закрытие, безусловно, важный, но далеко не самый главный элемент итогов визита Путина в Турцию. Вполне возможно, что он войдет в анналы мировой дипломатии и будет упоминаться в учебниках истории спустя долгие годы. Не верится? А все потому, что освещение результатов в нашей стране было крайне скупым и совершенно несистемным.  И это удивительно.

 Предлагаю разобрать геополитический  аспект Российско-Турецких отношений. Он довольно запутан и очень важен и интересен. Более того, геополитика есть стержень всех связей России и Турции, и он очень многомерен. Наверное, ни с одной страной мира, даже с Китаем, у России нет такого запутанного клубка взаимосвязей, как с Турцией.
 
Россия с НАТО соперники. Турция член НАТО.
Турция один из крупнейших торговых партнеров России и наоборот.
Россия поддерживает Сирию и Асада, Турция чуть не вляпалась в войну с Сирией.
Россия и Турция партнеры-конкуренты за влияние на все страны Средней Азии и Каспия.
Турция и Иран партнеры в гораздо больше мере, чем это выглядит на публике, а Россия и Иран также видят друг друга партнерами.
Турция и Россия конкуренты в газовом снабжении Европы.
 
 В общем и целом без пол-литра не разберешься. Кстати, о геополитическом значении последнего визита Путина говорил в своем выступлении Эрдоган.
Начну с того, что исторически турки и русские это один народ. Точнее наши предки были одним народом. Для тех, кто помнит историю, только начиная с Русско-Турецких войн, это покажется странным, но это так. Об этом можно найти информацию даже в Ведах, хотя, разумеется, без упоминания современных названий этносов. Скажу сразу, ссылки не дам, не хочу стимулировать легковесность интереса, угасающего на этапе вопроса. Могу лишь намекнуть, что стоит искать тексты, повествующие о маршрутах движения братьев Пандавов после эпохальной битвы на поле Куру. Все сразу станет понятным. Для тех, кому интересно, как люди попали из Великой степи в леса среднерусской равнины, могу предложить собственную (опять давнюю) серию постов:
Татары, монголы или просто предки? (Часть 1)
Татары, монголы или просто предки? (Часть 2)
Татары, монголы или просто предки? (Часть 3)
Татары, монголы или просто предки (Часть 4. Заключительная)
 
  Есть второй интересный исторический момент, который сейчас мало на слуху. Речь о городе под названием Стамбул-Константинополь-Царьград-Византий. Есть основания полагать, что и Иерусалим, это тоже он, а не то, что  позже было построено в Палестинской пустыне.
А еще раньше (но это, сразу скажу, мое личное предположение) город назывался Разлом. Собственно, Разлом и Иерусалим суть одно и то же. В те времена письменность практически не содержала гласных. Выкинув их, получим РЗЛМ и РСЛМ. Замена З на С явно не существенна.
 
 Теперь почему «Разлом». Есть основания полагать, что до определенного периода времени, а точнее до т.н. Вселенского Потопа, того самого в результате которого ковчег Ноя оказался на склонах Арарата (потопов на самом деле было много), проливов между Средиземным – Мраморным- Черным (Русским) морями не существовало. Были сухопутные перешейки. Причем, уровень моря Русского был намного ниже, чем Средиземного. Прорыв перешейка в результате катастрофы (скорее всего землетрясения) вызвал огромный переток воды в бассейн Русского моря, затопивший все прибрежные города и поселения. Это и был тот самый потоп, от которого спасался Ной. Да и маршрут его ковчега откуда-нибудь с Босфора или Южного побережья на склоны горы Арарат выглядит довольно осмысленным и правдоподобным.
 
 Но во всей этой истории есть еще один любопытный момент, покопаться в котором может оказаться для исторических альтернативщиков. Дело в том, что с некоторой, далеко не нулевой, вероятностью перешейки (Босфор и Дарданеллы) были не чисто сухопутными, а представляли собой сложную систему древних шлюзов, выполнявших ту же самую роль, что и современные. Из Средиземного в Мраморное и из него в Русское. Об этом практически открытым текстом написано в эпосе о странствиях Аргонавтов за Золотым руном. Перечитайте сюжет, в котором на место Босфора помещены Симплегады – двигающиеся скалы, уничтожающие зазевавшиеся корабли.
 
 Возвращаясь к Иерусалиму на берегах Понта. Если предположить, что библейская история о Ноевом ковчеге основана на реальных событиях, то именно по южной оконечности Русского моря должен был пролегать один из основных маршрутов расселения потомков Ноя. И миновать Босфор и город (или его развалины) они не могли никак. Как не могли и не задержаться в этом благословенном месте. И уж точно не могли попасть, минуя Босфор, в Египет.
 
 Еще один интересный момент. Вещий Олег покоряет Царьград и прибивает на его ворота свой щит, как гласит «Повесть временных лет». То есть Царский город, при том, что сам в этот момент являлся всего лишь князем. Происходит это согласно летописи в 907-м году, то есть почти за столетие до крещения Руси. Олег в этот момент «язычник», как и все его войско. Византия уже православно-христианская, греческая. (Напомню, греки, это одураченные иудеями эллины). Могу ошибаться, но для меня единственной разумной версией цели похода было восстановление Старой Веры. Тем более, что в поход пошли чуть ли не все русские племена: «В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, имерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь"
Итак, до определенного момента времени «прарусский» и «пратурецкий» народы были по меньшей мере очень близки. Затем начинается длительный этап их разделения. Россия принимает христианство, а Византия превращается в мусульманскую Оттоманскую империю. И здесь опять стоит на момент вспомнить о евреях и истинном Иерусалиме. Когда Испания в конце 15-го века решила выселить со своей территории евреев, то именно Порта, уже мусульманская, приняла основную часть беженцев и даже прислала за ними корабли. Но оставим в поке евреев. Речь не о них. Следующий за религиозным этап разделения русского и турецкого народов, превративших их в настоящих и злейших врагов, это период Русско-Турецких войн. У всех этих конфликтов помимо широко известных территориальных споров и защиты религиозных святынь, было одно общее свойство. В большей степени Турция, в меньшей степени Россия, но обе страны являлись в них не столько субъектами, сколько объектами. А кукловоды находились в Европе. В первую очередь, дело касается Франции, а чуть позже и Англии. Это именно им не нужна была Россия в Средиземноморье. Турция в этих войнах получила серьезнейшее унижение и потерю всех своих территорий на европейском континенте, кроме небольшого участка вблизи Константинополя-Стамбула. Россия также практически ничего не приобрела, кроме Крыма и возвращения себе территорий Новороссии. Но главная цель – проливы – была не достигнута. Россию в очередной раз обманули.
 
  Отношения между нашими странами несколько улучшились после Октябрьской революции в России и прихода к власти в Турции Ататюрка. Во время Второй Мировой Турция сохраняла нейтралитет, хотя и склонялась к союзу со странами Оси. Взаимоотношения Турции и Германии были довольно тесными, какими и сохраняются до сих пор. В 1952-м году Турция вступила в НАТО, открыто встав на сторону Противников СССР.   С тех пор отношения между нашими странами были довольно прохладными на политическом уровне, но неплохими в экономической области.
Но сейчас явно настало время перемен. И они уже ощущаются. России, точнее лично Путину удалось убедить Эрдогана отказаться от военной агрессии против Сирии. А прокатившиеся вслед за этим студенческие волнения четко показали, что стоял за всеми подначиваниями.
Сейчас в какой-то мере добровольно, в какой-то вынужденно, обе наших страны стоят перед решением сложнейших геополитических проблем.
 
 Для Турции это проблемы:
- Курдистана;
- Присоединения к крупному геоэкономическому союзу (в ЕС Турцию не пускают с 70-х годов 20-го века);
- Расширения своего влияния на страны Ближней и Средней Азии в противостоянии с радикальным исламизмом, продвигаемым Саудитами и Катаром.
 
Для России это проблемы:
- Сирия, для которой Турция может оказаться помощником, а может врагом;
- Проблемы контроля своих южных рубежей, где расположены страны Средней Азии, в которых существенно влияние Турции.
- Кавказ. Здесь у нас с турками одна проблема – Азербайджан, который от Турции и нас переметнулся под крыло Израиля-США.
- Радикальные исламисты.
 
Все это, разумеется, не считая того, что каждая из наших стран существенный внешнеэкономический партнер для другой.
Удивительно, но проводя свою поспешную и непродуманную политику хаотизации Ближнего Востока и попыток подмять под себя Южную Азию, США буквально толкнули Россию и Турцию навстречу друг другу.
  Как то само собой выяснилось, что при достижении глобальных союзнических договоренностей для каждой из стран резко меняется вся геополитическая ситуация.
 
1.       Сирия фактически находится в безопасности, а в добавок к морскому транзиту военных грузов добавляется сухопутный турецкий.
2.       Риски дестабилизации обстановки в Средней Азии падают на порядок.
3.       Устанавливается тотальный контроль за газоснабжением Европы.
4.       Образуется естественная связка Россия-Турция-Иран (о ней Эрдоган говорит уже напрямую), способная полностью взять под свой контроль весь Ближний восток и Южную Азию, окончательно выдавив из нее англосаксов.
5.       Риски провокаций со стороны Азербайджана (через Карабах) практически исчезают.
6.       Открывается возможность образования достаточно мощного и влиятельного валютного союза, частично нивелирующего китайское превосходство. Появляется большее равноправие сторон, в котором все плотно завязаны друг на друга.
7.       С добавлением Китая и Индии (Пакистан уже рвется в бой), что более, чем вероятно, на огромном пространстве Евразии (за рамками агонизирующей Европы) появляется гарантия долгосрочной политической стабильности.
 
 Если все это будет реализовано. А препятствий почти не осталось, особенно принципиальных, то этот ассиметричный ответ России на санкции будет пожалуй «посильнее Фауста Гете» .
 
  В заключение.
  Россия и Турция не стали вдруг друзьями, как не являются друзьями Россия и Китай.
  В мире геополитики вообще нет места романтическим отношениям.
 Но что может быть крепче союза, основанного на прочной прагматике?

Комментариев нет:

Отправить комментарий