Жестокость и лицемерие: самые скандальные рекламные кампании
10 ноября, 13:56
Примеры рекламных кампаний, которые «пошли не так», если честно, бесчисленны. Бизнес постоянно экспериментирует, пытаясь привлечь внимание покупателя и зацепить людей эмоционально, поэтому иногда рискует, а иногда не нарочно совершает ошибки.
Особенность рекламных кампаний в том, что они очень быстро становятся достоянием большинства, особенно сейчас, в эпоху соцсетей и интернета. Стоит только допустить ошибку в рекламе, и «протестная волна» начинает расти не по дням, а по часам. Разместить возмущенный пост в сети, перепостить, составить петицию онлайн и поддержать ее – сейчас это занимает минуты.
Риск 1: резонансные дела и новости дня
По степени риска самое опасное – это, пожалуй, использовать резонансные дела или новости дня. Кажется, любому понятно, что пытаться сделать себе рекламу на убийствах или стихийных бедствиях — это не самая лучшая затея, но компании все равно считают это возможным.
Когда суд собрался объявлять приговор Оскару Писториусу, убившему свою подругу, букмекерская контора Paddy Power разместила рекламу “Время Оскара! Если его объявят невиновным – деньги обратно!”. За короткое время петиция против компании собрала больше 125 000 подписей.
Британцы были возмущены тем, что кто-то пытается наживаться на теме домашнего насилия и убийства. Рассерженные граждане также отправили рекордное для Великобритании количество жалоб в надзорные службы – около 5000. Paddy Power вынуждены были снять рекламу и принести официальные извинения.
Другие примеры – это твиты компаний, которые не до конца разобрались в чем дело, но не преминули воспользоваться ситуацией.
Когда в американском городе Аврора произошло массовое убийство, магазин одежды написал «Хэштег #Аврора набирает обороты. Наверное, это из-за нашего платья #Аврора, вдохновленного Ким К – купить можно здесь».
Компания Gap посетовала на ураган Сэнди и рекомендовала жителям заняться онлайн-шопингом у них на сайте, раз уж нельзя выйти из дома. Учитывая, что жертвами урагана стало по меньшей мере 69 человек, нетрудно представить себе реакцию разъяренной общественности – твит удалили и принесли извинения.
Риск 2: Замахнуться на святое
Пригласить звезд участвовать в рекламе – дело привычное, но у брэндов часто бывает искушение использовать общественные фигуры – от президента до Христа, и чаще всего это плохо оборачивается.
Так, скандал вызвала кампания для брэнда матрасов — они выступили со слоганом «Bounce back» (игра слов от англ. bounсе- отскакивать и bounce back- прийти в себя) и привели пример людей, которые оправились после тяжелой ситуации: нобелевский лауреат Малала Юсуфзай выжила после выстрела, Стив Джобс пришел к успеху после отставки из своей собственной компании. Сама по себе сомнительная идея – рекламировать матрасы с помощью покушения на убийство – была усугублена дизайном плакатов: на них на Малалу наставляли пистолет и расстреливали. Волна возмущения прошла по Индии, где запустили рекламу, Европе и Америке – о кампании написали СМИ и рекламу сняли с извинениями.
Иногда проблема с общественной фигурой в ее неоднозначности, и реакция на ее использование может быть прямо противоположная — от горячей любви до ненависти. Когда водка Абсолют решила использовать фотографию знаменитого революционера Че Гевары в рекламе, они получили возмущенное письмо от ее автора Альберто Корда (вкупе с судебным иском, которые он выиграл).
Альберто настаивал на том, что Че был убежденным противником алкоголя, и что он не позволит использовать фото, чтобы очернить этого достойного человека.
Когда же брэнд Urban Outfitters разместил изображение революционера на майках, то американская общественность возмутилась по другой причине: глава организации по защите прав человека написал генеральному директору UO письмо, где называл Че «тираном, оставившим кровавое анти-демократическое наследие». Стоит ли говорить, что и в обоих случаях, продукты исчезли с полок.
Риск 3: Лицемерие
И наконец, самое худшее, что может сделать компания – это лицемерить. Обычно в таких случаях клиенты показывают, что они совсем не дураки, и ответы на подобную рекламу бывают особенно остроумными.
Юнилевер найдет вашу дочь.
Производитель кремов и шампуней Юнилевер запустил социальную рекламу про «естественную» красоту и недопустимые стереотипы, которые общество навязывает девочкам, начиная с самого юного возраста. Видео сопровождается слоганом «Поговорите со своей дочерью до того, как индустрия красоты сделает это».
Зрители не оценили порыв и указали на то, что Юнилевер производит множество продуктов, чья реклама как раз и насаждает стереотипы, включая ассоциацию красоты с худобой и зависимость между внешней красотой и успехом в жизни. Они выпустили свою версию: «Поговорите со своей дочерью до того, как Юнилевер сделает это».
Неудачно прошла и кампания нефтяного гиганта Шеврон: они выпустили ряд утверждений о необходимости заботиться об окружающей среде, выплачивать достойную зарплату сотрудникам и обеспечивать образование детям. Каждый слоган сопровождался печатью «я согласен» и фотографией менеджера компании.
Активисты запустили серию точно таких же плакатов, только с противоположными слоганами и подписью «мы согласны», обвиняя Шеврон в лицемерии и двойных стандартах. Плакаты были настолько похожи, что медиа начали принимать их за настоящие, а вся шумиха только привлекла внимание к судебным искам против компании и загрязнению окружающей среды, которая провоцируется ее деятельностью.
Обычно бренды быстро реагируют на ошибки: убирают рекламу, приносят извинения и быстро запускают новую кампанию. Однако подобные скандалы все-таки приносят пользу, правда, не для товара. Они напоминают, что создаваемый компаниями мир – это всего лишь реклама, что несмотря на все уверения, они не продают счастье и не помогают укрепить дружбу или найти любовь. Продается не красивое тело, а одежда, не теплый вечер с друзьями, а пиво — не стоить обольщаться и принимать все за чистую монету.
Читайте также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий