пятница, 10 апреля 2015 г.

Откуда взялась Баба-Яга? 

,
Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.
По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.




Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.
Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.
По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.
И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.
Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.
Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.




Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги — грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.
4
93

Василий Кудрявых
Показать предыдущие комментарии (показано 20 из 142)
Sergiy CheSergiy Che 861Тётя с давно отвергнутой устаревшей теорией всё носится...))) Активная работа фольк-экспедиций в советский период и создание межязыковых палеолингвистических исследований с довольно большой убедительностью установили что Баба Яга это всего навсего жена (что собсно "баба" в те века и означала))) финноугорского хозяина леса Яга Моорта. В русском языческом пантеоне Яг Моорту отчасти соответствует леший, только у лесных охотников, рыболовов и собирателей финно-угров хозяин леса значил гораздо больше, чем у землепашцев славян леса всё же малость побаивавшихся, особенно в дремучих чащах, удалённых от их выжженных полей... Как и все язычники славяне при переселении на новое место легко принимали в свой пантеон местных божков и идолов, правда чужих божков старались по именам не называть (не призывать) зря, скорее по их "профессии" типа "леший", "водяной" и т.п. ;-) Так как хозяин леса часто принимал облик медведя этого зверя тоже старались его настоящим именем вслух не называть без нужды (его настоящее древнее имя - "Бер" осталось в косвенных обозначениях например: БЕРлога" т.е. "логово БЕРА", а вслух его звали иносказательно - "хозяин", "топтыгин", "тот кто ведает гдё мёд" т.е. "медвед" или "ведмед" ;-))) Так и с финноугорским страшным Яг Моортом - его имя по возможности не поминалось впрямую, а вот у его не менее страшной жены оно в принадлежностном определении сохранилось в страшных сказках - "чья баба?? Баба Яга"... Моорта.... )))
Леон ОльховскийЛеон Ольховский 0Эта версия более приземлённая...Наши предки сталкивались с немногочисленными финноугорскими племенами...Какая уж у простого землепашца метафизика возвышенного?Ему бы урожай собрать да удачно поохотится и задобрить "ненашего бога" и его "бабу".Она потому и реальнее
Олечка СветловаОлечка Светлова 0Все люди независимо от национальности и места проживания проходят через схожие стадии развития. И поэтому не надо думать ,что если в сказках разных народов есть схожие сюжеты ,то кто-то у кого-то позаимствовал. Есть так называемое коллективное подсознательное для всего человечества , одинаковые психологические установки находят выражение и в похожих обычаях и в похожих мифах. Почитайте " Золотую ветвь " Фрейзера ,очень интересно об этом пишет.
Владимир ШулярВладимир Шуляр 11Ягая баба...
Алёнушка Русская (Давыдова)Алёнушка Русская (Давыдова) 0Йога-это наше,родное,все знания в Индию принесли белые люди,сами индийцы об этом говорят,на основе наших славяно-арийских вед они сделали свои-индийские.Индийцы моложе нас на 2 000 лет.Йога-гой-прочтите и так и так.Так что не ЯГА а Йога!!!!Это молодая красивая женщина занималась сиротами.Есть про неё сведения,можно найти в наследии наших предков.Просто правители(инородцы)уничтожают нашу культуру,переписывают сказки,былины,сказания,искажают значения слов(чаромутие).Всё что хорошее окрашивают в черный цвет и наоборот.Значение например слова дурак и урод совсем другое,положительное.Рекомендую для ознакомления посмотреть хотя бы цикл фильмов Сергея Стрижака-Игры богов.Там 17 фильмов.Всё на достоверных материалах,раскопках,мнения специалистов,археологов....
Sergiy CheSergiy Che 861И тебя Алёнушко вылечат... если конечно не конченное блондинко... ;-)
Алёнушка Русская (Давыдова)Алёнушка Русская (Давыдова) 0а тебя не вылечат,потому что запущено.А я здорова,я брюнетка,разуй глаза и прекрати хамить,парниша.
КонстантинКонстантин 0Богиня Баба Йога (Баба Яга)

Баба Йога, также ее называли Йогиня-матушка - Богиня, покровительница детей-сирот. Она вовсе не злобная старуха, как повествуют во многих сказках. Как же совмещаются эти многочисленные и очень разнящиеся по масштабу и функциям сказочные образы в одном имени? Все противоречия убираются только в том случае, если мы увидим за этим сказочным персонажем объект реального поклонения, Богиню. Баба-Яга, охотница до маленьких детей, окажется жрицей-Богиней.
Богиня Ага Ягинишна (позднее - Баба Яга) - положительное божество славянского пантеона, изначально: прародительница, хранительница рода и его традиций, околодомашнего (лесного) пространства, наставница детей, хранитель тайных знаний. Живёт на границе Светлого и Тёмного миров (Яви и Нави), одной ногой стоит в мире живых, другой - в мире мёртвых, от того и по земле не ходит, а в ступе летает. Она - Воин-пограничник, стерегущий границу миров: молодая, сильная и смелая, но умеет принимать любое обличье. Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему царству, в котором до поры до времени хозяина не было. Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала ни Ладе, ни Деване, во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави. Также Яга считалась могучим воином, способным в одиночку противостоять множеству врагов. В дела богов Яга никогда не вмешивалась и не участвовала ни в одной войне между Ясунями и Дасунями. Она считала, что все это мелочи, не достойные внимания божественного создания (каковым она, без сомнения, являлась, как и все боги Лунного пантеона).
Баба Йога была прекрасной, молодой, любящей, добросердечной Богиней древности, которую почитали, любили и уважали за ее добрые деяния. М. И. Без-Корнилович в книге "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" пишет: "За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги". Стало быть, Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун. Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.
Баба Йога (Йогиня-Матушка) Вечнопрекрасная, Любящая, добросердечная Богиня-Пок­ровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на огненной Небесной колеснице, то верхом на коне по всем землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного.
В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийских гор (Алтай). Все это она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели этих последних представителей из древнейших Славянских и Арийских Родов. В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей-сирот через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы. Для всех присутствующих на Огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов, их никто более не увидит. Атрибут Бабы Яги, такой как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив их живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лопата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лопаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещи Ра, Жрецы Рода переносили детей-сирот из углубления на лопате в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род.
Но ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти сказки повлияли на образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда образ красивой и молодой Богини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт маленьких детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их. Даже имя Богини Йоги исказили, стали называть её "Баба Яга костяная нога" и стали пугать Богиней всех детей.
Вместе с тем, что Баба Яга связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин, причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще. Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, в сказках проявляется и образ дарительницы, помощника героя: ведь к Бабе Яге идут "добры молодцы" за советом - посвящением, идут во глубь в состояние вне времени, проходя через смерть, чтобы родиться вновь. Баба-Яга скорее помогает, чем мешает главному герою, наделяя его волшебными предметами и животными, такими как меч или конь. Так же, в сказке "Гуси-Лебеди" Бабе Яге служит стая лебедей. А между тем Белая Лебедь - священная птица и одно из воплощений Богини Лады, стали бы они служить чему-то злому и темному?.
Дмитрий Б.Дмитрий Б. 46Образ молочных рек с кисельными берегами из сказки "Гуси-лебеди" - это прямая ссылка на райский источник из Корана (сура "Муххамад", аят 15). Так что тут налицо некоторое родство мифологии славян и аравийских легенд, на основе которых была написана священная книга мусульман.
Aнатолий РайковAнатолий Райков 7А ЕЩЁ МОЖНО ВСПОМНИТЬ ТАКИЕ СКАЗАННЫЕ В СКАЗКАХ.:ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ,ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ.:
Ведающий РаВедающий Ра 38только не лунного культа Яга, огненного - солнечного, а в остальном +++...!!!
КонстантинКонстантин 0Это не моё, это из инета.
Но хотя бы люди поймут, что она никого не ела, а только помогала добрым молодцам, и что это прекрасная добрая богиня.
А пугать можно "вот придёт поп в рясе и съест..."
* Джорда ** Джорда * 0"многобукф", но по фонетике очень похоже что это трансформированное имя от татарского "Бабай-ага".. вот и ссылочку нашла http://www.hohmodrom.ru/project.php?prid=71092
Айрат КудояровАйрат Кудояров 37БАБА ЙОГА (Йогиня-Матушка) Вечнопрекрасная, Любящая, добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на огненной Небесной колеснице, то верхом на коне по всем землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.

В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту — Йогиней-Матушкой.
Игорь ПлотниковИгорь Плотников 52Я помнится читал версию что баба яга , славянское божество , покровительница брака и детей и к тому же сестра Афродиты
Треанон ТреанонТреанон Треанон 0ДУМАЮ АВТОР СЕГО ОЧЕРКА ПРОСТО НАМУДРИЛ ОКОЛЕСИЦУ !! ТУТ НАМНОГО ПРОЩЕ .... В БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА НА ЗЕМЛЯХ РУССИЧЕЙ В БОЙ ШЛИ СО СТРАШНЫМ КРИКОМ ЯГ !!! (ВМЕСТО НЫНЕШНЕГО УРА !!! ) ТО ЕСТЬ СТРАШНЕЕ ЭТОГО СЛОВА НЕ БЫЛО И РУГАТЕЛЬСТВА БЫЛИ ЕСТЕСТВЕННО КАК ЯГАТЬСЯ !! ТО ЕСТЬ ВЫКРИКАМИ СТРАШНЫМИ НАВОДИТЬ УЖАС НА СОПЕРНИКА ДАЖЕ В БЫТУ. ТАК ВОТ У ОКОЛИЦ СИДЕЛИ ТОЩИЕ БАБКИ КОТОРЫЕ ТО И ДЕЛО РУГАЛИ ( ЯГАЛИСЬ) БЕСНОВАВШИХ ПОД НОГАМИ ДЕТИШЕК. МОЛ НЕ ТУДА ПОЛЕЗ . МЕШАЕШЬ НА СПЛЕТНИЧАТЬ И ТОМУ ПОДОБНОЕ .... ТАКУЮ БАБКУ И СТАЛИ НАЗЫВАТЬ БАБОЙ ЯГОЙ !! ТО ЕСТЬ - БАБКОЙ КОТОРАЯ РУГАЛАСЬ ПОСТОЯННО !!! В ДАЛЬНЕЙШЕМ ДЛЯ УСМИРЕНИЯ СВОИХ ШУСТРЫХ И НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТИШЕК СТАЛИ ИХ ПУГАТЬ : МОЛ СЕЙЧАС КЛИКНУ БАБУ ЯГУ БЫСТРО ОНА ТЕБЯ НА МЕСТО ПОСТАВИТ. ДАЛЬШЕ ЕЩЁ КРУЧЕ . СТАЛИ ПРИПИСЫВАТЬ БАБЕ ЯГЕ НЕСВОЙСТВЕННЫЕ ЕЙ ПРИЧУДЫ . МОЛ НЕ БУДЕШЬ СЫНОК СЛУШАТЬСЯ - ПРИДЁТ БАБА ЯГА И УНЕСЁТ ТЕБЯ В ЛЕВ ДРЕМУЧИЙ И СЪЕСТ ТЕБЯ ТАМ СВАРИВ В ПЕЧИ.... 
В ЛЕСУ ЕЙ ДАЛИ ПРОПИСКУ В СКЛЕПАХ ИЗБУШКАХ УСТАНОВЛЕННЫХ НА СПИЛАХ ВЫСОКИХ ПНЕЙ , ЧТОБ ТРУП НЕ МОГЛИ ОБГЛОДАТЬ ДИКИЕ ЗВЕРИ , А ЧТОБ СПИЛ ДОЛГО НЕ ГНИЛ ВЫКАПЫВАЛИ КОРНИ И ВЫСТАВЛЯЛИ ИХ НАРУЖУ . ЧТО СОЗДАВАЛО ВИДИМОСТЬ ИЛЛЮЗИИ КУРИНОЙ НОГИ.... ТАК ЧТО ТУТ НАМНОГО ПРОЩЕ .....
layikon kopflayikon kopf 0Спасибо за ..... ягу.. напомнили.. и смысл заставили продумать- ближе всего Треанон Треанон....316и кое что ... а то живёшь бок-обок и не разумеешь.. большое видится на расстоянии...
ВикторВиктор 138Баба Яга это от тюркского Бабай Ага (старый хозяин)

Комментариев нет:

Отправить комментарий