ПОЧЕМУ МИРОВЫЕ ЛИДЕРЫ ХОТЯТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ
О
дной из главных тем сегодняшнего дня стала публикация доклада членов глобальной комиссии по вопросам наркополитики, которую возглавил бывший президент Бразилии Фернандо Кардоза. Если кратко: мировое сообщество признало несостоятельность, бесполезность и высочайшую нерентабельную энергозатратность борьбы с мировым наркотрафиком. Правительствам государств предложили легализовать практически все наркотические вещества (кроме самых сильных и смертельно опасных вроде крокодила и крэка) и регулировать их распространение примерно по той же схеме, что и торговлю алкоголем и табаком.
Мы постарались выяснить, чем руководствовались высокопоставленные чиновники и социальные деятели (в числе которых экс-глава ООН Кофи Аннан), принимая столь неожиданное и на первый взгляд безумное решение.
Мандат члена Совета ООН возводит обеспечение прав человека, его безопасности и развития, а также сохранение здоровья и благополучия в ранг самоцели. Тезис этот в том числе распространяется и на борьбу с наркокартелями. Однако, по словам Кардозы, за долгие годы жёсткой борьбы и многочисленных попыток истребления наркотиков объёмы продаваемой психотропной продукции на чёрных рынках неуклонно росли, а карательная и запретительная политика нанесла экономикам и этносам отдельных стран катастрофические уроны (вспомнить хотя бы бразильские фавелы, полностью контролируемые преступными синдикатами, уругвайское подполье, ячейки Золотого полумесяца, лаосские и тайские опиумные мощности и так далее).
Новым витком закручивания гаек могла стать только полномасштабная война: частичные меры вроде бесконечных локальных зачисток и комендантских часов показали себя де-факто бесполезными (зато успех подобных мероприятий на бумаге был эффективен настолько, что наркоманов, казалось бы, днём с огнём не сыскать). Все прекрасно понимают, что каждый новый отчёт о нейтрализованных лабораториях и сожжённых полях маскирует реальный рост чёрного рынка наркотиков, а каждая уничтоженная тонна психотропных веществ оборачивается двумя вновь произведёнными.
Суровые меры репрессивных идеологий нужно было заменить гуманной и более эффективной политикой, сформированной не столько на голом запрете и уголовной ответственности, сколько на научных данных, повышении здравоохранительных стандартов и прекращении посягательств на права человека (речь о легализации наркотических средств, помогающих при серьёзных заболеваниях вроде медицинской марихуаны или сильных обезболивающих препаратах).
В первую очередь в ООН предложили обеспечить свободный доступ к основным анестетикам. Комиссия потребовала положить конец уголовному преследованию лиц, нуждающихся в обезболивающих средствах, а также реформировать программу реабилитации наркоманов.
Собрание также предложило правительствам стран-членов ООН договориться с крупнейшими наркокартелями, пытаясь решить вопросы оборота наркотиков с главарями наркомира, а не закрывать мелких пушеров, от исчезновения с улиц которых, по сути, мало что изменится.
В докладе было упомянуто, что политики погрязли в бюрократии и за всё время борьбы с проблемой никогда не усомнились в собственном статус-кво, не ставя под сомнение свою неэффективность. От их работы, по мнению Фернандо Кардозы, «было больше вреда, чем пользы», а «риторика нулевой терпимости» в отношении создания «идеального мира» без наркотиков без учёта специфической культуры национальных меньшинств и без корректного информирования населения о нюансах использования запрещённых веществ породили огромную государственную полицейскую машину, не работающую в реальных условиях.
Кардоза во время своего доклада заявил, что борьба с наркотрафиком в том виде, в каком она существует сегодня, является общественно небезопасной: так, например, в странах Латинской Америки скорая помощь приезжает на вызов с телефонной формулировкой звонящего «передоз» только в паре с полицией; и это, и риск последующего ареста как пациента, так и того, кто оказался рядом с ним и вызвал парамедиков, существенно снижает процент обращений людей в больницы, и те попросту умирают в наркотической агонии, страшась тюрьмы меньше собственной гибели.
В экономическом смысле нынешняя борьба с оборотом наркотиков приводит к высочайшему уровню коррупции, в управленческом — служит рычагом и козырем предвыборных кампаний политиков, которые, сев в чиновничье кресло, лишь разводят руками, не в состоянии сдержать своих слов. Страны тратят на борьбу с наркотиками миллиарды бюджетных денег, хотя, по мнению Кардозы, могли бы инвестировать их в улучшение жилищных условий бедняков. Более того, государственная наркополитика практически любой страны в современной форме приводит к разжиганию конфликтов и провоцирует страшные преступления вроде похищений и торговли людьми.
Суммарные рекомендации комиссии по урегулированию вопроса свелись к следующему. Во-первых, необходимо отказаться от жёстких карательных операций по борьбе с наркотрафиком, разрешив легальный оборот наркотических веществ, выводя, таким образом, огромный сектор экономики из тени. Во-вторых, нужно полностью прекратить преследование за употребление и хранение наркотиков, запретить само понятие «принудительной диспансеризации», но в то же время предоставлять более эффективную помощь людям, желающим избавиться от зависимости.
В-третьих, необходимо реформировать наркополитику государств по отношению к наркокартелям, уйдя с тропы войны и начав решать проблему путём переговоров. В-четвёртых, все лекарственные средства с опиатами и их производными должны находиться в свободной продаже. В-пятых, нужно отменить уголовную ответственность за производство наркотиков, их распространение и доставку, заменив её общественными работами. И напоследок — узаконить свободную продажу листьев коки, марихуаны и ряда синтетических психотропных веществ совершеннолетним.
Разумеется, не все страны согласились поддержать данную инициативу: в России легализацию наркотических средств приравняли к терроризму, официального ответа по данному вопросу не последовало пока что и от правительства США. На то, чтобы ещё раз взвесить все за и против реформирования системы борьбы с наркотрафиком, у мировых лидеров есть время до 2016 года — тогда будет созвана специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая, возможно навсегда нивелирует проблему оборота психотропных средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий