суббота, 29 октября 2016 г.

Король и шут: смех без правил для царей


В былые времена было принято хозяину при дворе иметь шута или скомороха. Для короля шут представал символическим близнецом.
Король и шут: смех без правил для царей
В былые времена было принято хозяину при дворе иметь шута или скомороха. Обязанностью этого человека было веселить хозяина и его гостей. На самом деле, должность эта являлась довольно важной. Для короля шут представал символическим близнецом. Этому предку клоуна позволялось многое, неслучайна его связь с юродством.
А начать можно с импозантной личности, именовавшей себя Шико, появившейся на свет в 1540 году в Гасконии.
Жан-Антуан д’Англере выбрал себе псевдоним, который означал обломок зуба, пенек. Кстати этот шут сделал неплохую военную и политическую карьеру. Сперва Шико стал хранителем секретов для Генриха III, а затем стал служить и Генриху IV. В 1584 году Шико получил титул дворянина. Это был энергичный человек, который вошел в историю еще и как писатель-сатирик. Шико являлся единственным придворным шутом в свое время, который имел шпагу. Ею он, кстати, отлично владел. При этом Шико не носил традиционных бубенчиков.
Он одевался просто, но с отменным вкусом дворянина. Любимый шут королей умел прямо говорить с ними обо всем, что ему только хотелось. А погиб шут вовсе не от королевской злости, а на войне. Случилось это в 1591 году. Храбрый Шико захватил в плен графа де Шалиньи, но не стал отнимать у него шпагу, желая продемонстрировать свои достижения Генриху IV. Оскорбленный шутом аристократ ударил того по голове эфесом, что и стало причиной смерти.
Самым же известным придворным шутом Петра Первого был Иван Балакирев. Сам он являлся выходцем из старинного княжеского рода.
Балакирев был представлен царю в 1715 году, в возрасте 16 лет. Петр определил юношу в Преображенский полк, а затем стал ездовым Екатерины Алексеевны и ее рассыльным. Но остроумный курьер оказался несдержанным на язык. Он проболтался о письмах Екатерины камергеру Монсу. В итоге Балакирева ждало наказание и ссылка.
Но с восшествием на престол Екатерины ее слуга был возвращен ко двору. По документам того времени он шутом не числился. В штат придворных «дураков» Балакирева зачислила уже Анна Иоанновна. А после смерти Балакирева его личность стала стремительно обрастать легендами, анекдотами и остроумными истории.
Сегодня Иван Балакирев стал не только историческим, но и литературным персонажем, по мотивам историй о нем ставят спектакли и снимают мультфильмы.
Среди многочисленных русских шутов были и иностранцы. Ян Лакоста был крещеным евреем, чьи предки бежали из Португалии сперва в Северную Африку, а потом и в Германию. В Гамбурге с Лакостой в 1712 году познакомился Петр Первый, который тут же взял понравившегося ему маклера со всей его семьей в Россию.
Смешная и неуклюжая фигура мужчины позволила ему сделаться шутом при дворе. Этот шут был умным и образованным человеком, знавшим шесть языков. При общении с царем Лакоста умело вступал в богословские дебаты, используя риторику. В итоге шут неожиданно мог прийти к весьма смешным выводам, что особенно нравилось Петру.
Считается, что Лакоста помогал Петру в его борьбе с боярами — он резал кафтаны и стриг бороды. В 1717 году «кум» царя, проиграв спор, принял православие. А в 1723 году Петр подарил своему любимцу безлюдный остров Соммерс в Финском заливе и титул «короля самоедского».
Незадолго до смерти Петра Первого, благодаря интригам другого любимца царя Александра Меньшикова, Лакосту сослали в Сибирь. Шута обвинили в связи с осужденным вице-канцлером Шафировым. Однако Анна Иоанновна вернула ко двору шута, позже он продолжил свою карьеру в таком качестве у Бирона.
Эти шуты, братья Прозоровские, веселили сурового царя тем, что устраивали шуточные борцовские поединки с медведем.
При этом шутам удалось неплохо выдрессировать хищника, ведь он словно бы защищал одного из братьев. Медведь становился на задние лапы и несильно кусал противника, зато одежду рвал в клочья. Под смех царских гостей боярский суд присуждал медведю победу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий