воскресенье, 6 ноября 2016 г.

Вивьен Ли: слишком красивая

Она показала, какой должна быть настоящая Скарлетт О’Хара, и стала эталоном исключительной красоты и аристократической женственности.

Вивьен Ли: слишком красивая
Английское девичество
«Дух английского девичества», – так описал актрису после ее первой большой роли журналист Джон Бенджаман. Кажется, эту характеристику подтверждает и детство Вивьен Ли, в котором она получила образцовое воспитание. Гертруда Хартли буквально с пеленок прививала своей дочери любовь к искусству и литературе – читала Льюиса Кэрролла и Киплинга, знакомила с греческой мифологией и театральной сценой.
Впервые на нее Вивиан вышла, когда ей было всего три. Девочка исполнила роль пастушка в миниатюре по известному английскому стихотворению «Белый барашек», поставленной в любительской труппе ее матери. Сознательно или нет, Хартли уже тогда готовила свою дочь к актерской профессии, например, давала ей модные в те годы упражнения на тренировку памяти. «Всё мое образование и ранние годы моей жизни были окружены мечтами о сцене», – вспоминала актриса позднее.
Но не театром единым. Гертруда была ревностной католичкой и хотела, чтобы Вивиан получила полноценное религиозное воспитание. Еще за два месяца до семилетия девочка была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Лондоне, где была самой маленькой ученицей.
Уже тогда Вивиан была уверена, что станет «великой актрисой» и особое внимание уделяла урокам балета и драмы. Родители не противились желанию дочери. В 1932 году она поступила в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне, где получила не только актерское образование, но и очередную порцию истинно английского воспитания.
Там же девушка приобрела комплекс по поводу своих больших, недостаточно аристократичных рук, которые она называла «руками прачки». Впрочем, учебу вскоре пришлось прекратить. Девичество неожиданно закончилось браком и беременностью.
Скарлетт О’Хара
Вот как Вивьен вышла замуж. Увидела адвоката Герберта Ли Холмана и решила, что он ей нравится: «Я думаю, он выглядит как идеальный англичанин. Я выйду за него замуж!»
На удивление друзей, заявивших, что Герберт уже практически помолвлен с другой девушкой, Вивиан ответила: «Это не имеет значения. Он еще не видел меня».
И у неё все получилось. То есть Скарлетт О’Хара жила уже тогда. А как только Ли прочитала роман Маргарет Митчелл, сразу поняла, какую роль хочет сыграть, хотя никаких разговоров об экранизации еще не было.
К слову, именно Вивьен и попросила своего агента в Америке посоветовать роман «Унесенные ветром» продюсеру Дэвиду Селзнику. Позднее один из знакомых с актрисой кинокритиков вспоминал об ее удивительной уверенности в том, что она обязательно сыграет роль Скарлетт – «я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите!»
И она вновь победила. Когда через два года дело дошло до экранизации, Вивьен обошла многочисленных конкуренток и получила роль Скарлетт. Она в совершенстве воплотила на экране ключевой для американской культуры образ сильной и предприимчивой женщины, способной пойти на всё ради благополучия близких.
Фильм стал классикой, едва вышел на экраны, и один из 10 «Оскаров», выигранных картиной, завоевала Вивьен Ли.
Леди Оливье
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье впервые увидели друг друга на сцене. Он её – в спектакле «Маска добродетели», который составил первую славу актрисы. Вивьен же регулярно ходила на представления Лоуренса, и, можно сказать, была его фанаткой.
Приятельские отношения переросли в нечто большее во время совместных съемок в фильме «Пламя над Англией». Они играли любовников в кино, но страсть вышла за пределы экрана. Влюбленность актеров была очевидной для всех на съемочной площадке.
Какое-то время актеры еще сохраняли видимость приличия для прессы. Но после следующей совместной работы (в постановке «Гамлета») они уже не могли сдерживаться и стали жить вместе, хотя оба были семейными людьми, и их бывшие супруги еще два года отказывались давать развод. В 1940 году актеры все-таки сыграли свадьбу.
Отношения Лоуренса и Вивьен стали примером союза не только в жизни, но и в профессии. Их актерские карьеры шли рука об руку. Они часто играли вместе на театральной сцене, и именно Лоуренс Оливье стал режиссером спектакля «Трамвай «Желание», в котором Ли сыграла одну из главных своих ролей. Так же вместе они работали над спектаклями «Антоний и Клеопатра», «Цезарь и Клеопатра», и многими другими.
Вивьен постоянно стремилась быть ближе к мужу и очень переживала, когда его заменили на другого актера в фильме «Мост Ватерлоо», где они собирались играть вместе. Она очень скучала по Лоуренсу и во время работы над фильмом «Унесенные ветром».
Актриса Оливия де Хэвилленд (исполнительница роли Мелани Гамильтон Уилкс) позднее писала об этом так: «Вивьен была безукоризненно профессиональна и безукоризненно дисциплинирована на съемках. У нее были две огромные задачи: делать всё, что в ее силах, в работе над чрезвычайно сложной ролью и находиться в разлуке с Оливье, который был в Нью-Йорке».
Не звезда
После триумфа «Унесенных ветром» Вивьен Ли проснулась мировой знаменитостью и вошла в пантеон голливудских звезд. Однако сама она Голливуд не любила и явно тяготилась своим звездным статусом. «Я — не кинозвезда. Я — актриса. Быть кинозвездой — просто кинозвездой — это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актёрство – это надолго, и в нём всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть», – сказала Вивьен однажды.
Но фактически она была и звездой, и актрисой. Просто Вивьен одной из первых выразила это глубинное противоречие между «звездностью» в кино и актерской профессией как таковой.
И хотя она часто воспринимала работу в кино как досадную необходимость, предпочитая играть на театральной сцене, Ли вошла в число 50 величайших легенд американского кинематографа, и без нее нельзя представить золотую эру Голливуда.
Аристократическая красота
Вивьен Ли родилась в Индии, где ее родители находились по долгу службы отца. Распространена легенда, что именно этой стране актриса обязана своей необыкновенной красотой. Якобы мать Вивьен Ли, желая родить невообразимо красивую девочку, постоянно смотрела на Гималаи во время своей беременности. По преданию красота гор должна передаться новорожденной.
В случае с Вивьен Ли это точно сработало. Она была настолько красива, что даже злилась на свою красоту, считая, что она мешает увидеть за внешностью настоящий актерский талант. «В английском языке есть два слова, которые я ненавижу больше всего: «хорошенькая» и «красивая». Думаю, я бы ударила того, кто меня бы сейчас так назвал», – говорила актриса.
На экране Вивьен Ли воплотила аристократическую, сдержанную и подчеркнуто благородную красоту. Тут и Скарлетт О’Хара, которая даже в дешевом ситцевом платье выглядела как настоящая леди. И царственная Клеопатра, и Леди Гамильтон с Анной Карениной. После выхода на экраны «Унесенных ветром» на какое-то время даже вернулись в моду пышные юбки.
Но не только на экране, и в жизни Вивьен несла на себе печать благородства и исключительности. «Раз в поколение появляется леди, от которой не может отвести глаз весь континент», - заметил об «эффекте Ли» Орсон.
В повседневности Вивьен, конечно, одевалась не так пышно, как героини ее исторических картин. Но всегда сохраняла приверженность классическому стилю, его строгости, простоте и элегантности. Важнейшим аксессуаром для актрисы были перчатки – не столько дань своим экранным образам, сколько попытка скрыть от посторонних глаз те самые «жутко большие» руки.
16 кошек
Слабость к кошачьим Вивьен Ли питала с раннего детства. Особенной любовью актрисы пользовались сиамцы. Четвероногие не только жили у Вивьен, но и были постоянными спутниками в ее путешествиях. Она считала, что тот, кто не ценит кошек, не способен на настоящую любовь.
По именам известны несколько любимцев Вивьен: сиамец Нью-Бой, названный в честь Нового театра Лондона, Пу Джонс, который часто сопровождал актрису на светских мероприятиях, кот Армандо. По воспоминаниям дочери Вивьен Ли, одно время у ее матери жило сразу 16 кошек, в том числе с такими диковинными кличками, как Tiddly-iddly-iddly-iddly и Рождество.
Бланш Дюбуа: погружение в безумие
В карьере Вивьен Ли были две по-настоящему знаковых роли: Скарлетт О’Хара и Бланш Дюбуа. Обе они рифмовались с ее характером и событиями жизни. И если в роли Скарлетт была сила и надежда, то роль Бланш предвещала трагедию.
«Она трагическая фигура, и я понимаю ее. Но играя ее, я погружаюсь в безумие», – скажет актриса впоследствии. О том, что роль Бланш может так сильно повлиять на эмоциональное состояние актрисы, ее предупреждал театральный критик Алан Дент. Но Вивьен ответила, что не может не сыграть.
И в 1949 году она вышла на сцену лондонского театра. Несмотря на противоречивые отзывы критиков, спектакль «Трамвай «Желание» был сыгран 326 раз. После чего Вивьен приняла участие в экранизации, где ее напарником стал Марлон Брандо. Эта роль принесла актрисе вторую премию «Оскар», но усугубила маниакально-депрессивный синдром, от которого она страдала. «Девять месяцев я была Бланш Дюбуа, и она до сих пор управляет мною», – признавалась актриса.
Пьеса Теннесси Уильямса была одним из важнейших произведений послевоенной Америки. Она выразила трагическое положение личности в современном обществе. И Вивьен Ли пропустила эту трагедию через себя.
Сигареты
Несмотря на серьезные проблемы с психикой, непосредственной причиной ранней смерти актрисы стал туберкулез. Эту болезнь Вивьен долгие годы усугубляла курением, которое не оставила даже когда узнала о диагнозе.
Еще во время съемок «Унесенных ветром» актриса выкуривала по 4 пачки в день. И по всей видимости, эта доза не уменьшалась со временем: работая над новой ролью или переживая очередной эмоциональный срыв, Вивьен всегда очень много курила.
И даже любимый Лоуренс не мог убедить жену бросить вредную привычку: он прятал сигареты, но после очередного скандала был вынужден идти на уступки. Однако стоит признать: с сигаретой Вивьен Ли выглядела весьма эффектно. И она, конечно, способствовала утверждению повсеместной моды на курение в первой половине XX века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий