Дешевый месяц
Волонтерство как способ сэкономить на путешествии, заменив отдых работой
Говоря о волонтерстве, особенно связанном с заповедной системой, многие подразумевают возможность дешево отдохнуть в красивом месте за счет принимающей стороны. Так ли это на самом деле и что такое заповедное волонтерство в нашей стране? Об этом мы поговорили с руководителем волонтерского экологического центра «Бурундук» Юлией Верещак.
— Юля, начнем с азов. Что такое волонтерство вообще и заповедное в частности?
— Если совсем просто, то волонтерство — это бесплатный взаимовыгодный труд на благо кого-то или чего-то. Заповедное волонтерство, как можно догадаться, — это то же самое, но еще и в красивом месте, на заповедной территории, куда попасть не всегда просто, а иногда просто невозможно, если вы не сотрудник заповедника. Наш экоцентр специализируется именно на таких проектах.
— Как давно вы занимаетесь этой деятельностью?
— Уже 12 лет. Экоцентр «Бурундук» существует с 2002 года. Мы организуем индивидуальные и групповые волонтерские проекты в России и за рубежом. Российские проекты — это, как правило, тематический лагерь на заповедной территории, куда мы приглашаем волонтеров не только из России, но и из заграницы. Как правило, из Европы. А заграничные — это когда мы отправляем наших граждан за границу в волонтерские экспедиции.
— Когда открывается волонтерский сезон?
— В конце марта начинают формироваться проекты, в апреле уже можно планировать лето. Вообще среди россиян волонтерство в Европу не очень популярно. А вот европейцы, наоборот, с удовольствием едут в нашу страну изучать культуру, язык. Как правило, они и разбирают все интересные международные проекты и сейчас проявляют все больше внимания к нашей стране. Чем ближе к лету, тем быстрее разбирают места в российских лагерях.
— Какие самые интересные волонтерские лагеря в нашей стране?
— В Жигулевском заповеднике, когда проходит Грушинский фестиваль бардовской песни. Волонтеры помогают в организации и заодно бесплатно слушают концерты. В этом году у нас есть интересные проекты в Воронежском заповеднике, в Забайкальском национальном парке, Кроноцком заповеднике, природном парке Ергаки в Западных Саянах.
— Сколько по времени длятся проекты?
— От двух недель до двух месяцев. Бывают на год и даже полтора, но это за рубежом. Все проекты имеют тематическую направленность. Например, архитектурные — это разработка архитектурного проекта визит-центра, археологические — участие в раскопках, реставрационные — помощь в реставрации памятника культуры, проекты по охране окружающей среды — мониторинг и учет животных, патрулирование территории, организация тренингов, научные — чтение лекций, участие в научной работе и многое другое.
Больше всего наших проектов связано с ручным трудом: это строительство, ремонт или маркировка экологических троп. На втором месте стоит научная деятельность. В прошлом году на Байкале был учет птиц. А бывают задачи, которые требуют специальных знаний, например геоботанические описания.
Больше всего наших проектов связано с ручным трудом: это строительство, ремонт или маркировка экологических троп. На втором месте стоит научная деятельность. В прошлом году на Байкале был учет птиц. А бывают задачи, которые требуют специальных знаний, например геоботанические описания.
При выборе проекта имейте в виду, что в некоторых из них действуют ограничения. Например, по возрасту или полу. Это связано прежде всего с уровнем физической нагрузки, которая ляжет на волонтеров. Например, для ремонта экотроп или патрулирования территории в Кроноцком заповеднике приглашаются только мужчины. Женщины могут работать в базовом лагере, обеспечивая питание, или в визит-центрах в качестве помощника экскурсовода. Что касается возраста, то мы работаем с людьми старше 18 лет. В порядке исключения мы можем взять и шестнадцатилетнего подростка, но для этого нужно разрешение родителей. Верхний порог не ограничен. Самая возрастная пара, которая у нас была — 72 и 78 лет. Сначала супруги поехали в Непал заниматься спасением слонов, потом во Францию реставрировать замки, теперь хотят в Англию учить английский. Кстати, знание языка бывает нужно и в нашей стране, если проект носит международный статус и к нам приезжают иностранцы.
Волонтерство — это не только возможность недорого съездить в заповедник, но еще и ответственность. Вы должны быть готовы взять на себя определенные обязательства и выполнить то, ради чего заповедная территория приглашает вас к себе.
— А эти обязательства как-то фиксируются?
— В большинстве случаев заключается волонтерский договор. Уже упомянутый мною Кроноцкий заповедник наКамчатке в обязательном порядке подписывает такие договоры со всеми волонтерами, прибывающими на их территорию. Там прописаны права и обязанности сторон. Сами понимаете, что в случае невыполнения условий договора заповедник вправе расторгнуть его в одностороннем порядке и выдворить вас со своей территории. Причем в этом случае расходы на вертолетную заброску обратно в Петропавловск-Камчатский вам придется оплачивать из своего кармана. Поэтому не стоит относиться к волонтерству как к «халяве». Это все-таки работа, хоть и приятная.
— Кроме обязанностей на месте, что еще ложится на плечи волонтера во время подготовки к участию в волонтерском лагере?
— Волонтеры сами оплачивают дорогу туда и обратно. Бывает, что организовывается трансфер от поезда до границы заповедника, а передвижение непосредственно по территории, т.е. расходы на ГСМ волонтеры оплачивают сами. Питание и проживание на месте организует принимающая сторона. Иногда бывает дополнительный налоговый сбор — экскурсии и прочее, что волонтер выбирает уже на месте.
— Если все условия и нюансы проекта устраивают, как принять в нем участие?
— Форма достаточно свободная. Тут важно расписать мотивировочную часть заявки, поскольку желающих много, а количество мест ограничено. Мы отдаем предпочтение тем людям, кто лучше всего подходит под требования и ожидания принимающей стороны. Поэтому уровень мотивации волонтера очень важен.
— Что писать в мотивировочной части?
— Многие иностранцы пишут, что хотят посмотреть страну, выучить язык. Относительно российских проектов пишут, что хотят помочь территории. Лучше всего расписать поконкретнее, что вы умеете и в какой деятельности хотелось бы попробовать или проявить себя. Никогда не пишите, что любите путешествовать. Это сразу может отпугнуть тех, кто ищет себе помощников, а не туристов.
— Допустим, вашу заявку приняли. Можно собираться. Что с собой брать?
— Для каждой территории по-разному. Все это мы пишем в информационных листках. Для России минимум — это спальный мешок, пенка либо надувной коврик, фонарик, КЛМН или кружка, ложка, миска, нож. Иногда пишут про прививку от энцефалита. Без справки в этом случае могут не пустить.
В европейских лагерях, как правило, всё предоставляют, но теплые вещи, аптечку и фонарик, конечно, надо взять. Спальник там просят привезти очень редко. Как правило, для тех экспедиций, где планируется трекинг.
— Кстати, в международных проектах, наверно, стоит иметь национальные подарки для вновь появляющихся друзей?
— Безусловно. И самое простое — это российские конфеты, потому что, например, вафельных конфет типа «Мишка на севере» нигде больше нет. Во всех международных проектах, в том числе на территории России, всегда бывают интернациональные ночи. Мы предупреждаем волонтеров, чтобы они готовились. Кто-то ставит номера. Кто-то просто рассказывает про флаг, герб, климат, традиции и другие интересные факты.
Вообще, мы стараемся делать волонтерские лагеря тематическими. Ведь волонтерство — это не только работа, но и возможность узнать что-то новое.
По стандартам волонтер может работать не больше 5 часов в день или 6, если это интеллектуальный труд. Потом обед, час отдыха, а дальше свободное время, которое надо занять. В прошлом году в Байкальском лагере была организована фотошкола. Преподавал профессиональный фотограф Дмитрий Арбузов, а помогали ему фотографы-любители. Они читали лекции, давали домашние задания. Не выполнил задание, не допускаешься до следующей лекции.
Еще были занятия по историческому фехтованию на мечах и метанию ножей, скалолазание и многое другое. Обучение всему этому — по сути тоже волонтерство, просто в другой форме. Не надо зацикливаться на мысли, что волонтер — это человек, который может только убирать мусор и сажать деревья. У каждого из нас есть таланты, которые могут быть востребованы: дизайнеры, художники, экскурсоводы. Вот, например, в Жигулевском заповеднике в том году был фестиваль «ЛэндАрт», когда дизайнеры делали всякие красивые вещи из того, что буквально лежит под ногами. Им помогали волонтеры-дизайнеры.
— А существует система поощрений особо отличившихся волонтеров?
— Мы сейчас продумываем систему лифтов: отработал в Жигулевском заповеднике — на следующий год едешь в Кроноцкий. Хорошо отработал там — едешь кэмплидером в другой проект. Кэмплидерам мы уже стараемся сделать бесплатный проезд. Кроме того, мы дорабатываем Книжку волонтера, где будут прописаны часы работы и место, чтобы она была приравнена к трудовой книжке. Это может быть дополнительным плюсом при устройстве на работу. В других странах это очень приветствуется. Вот, например, в Америке без определенного количества часов общественных работ тебя могут не принять на некоторые должности. У нас пока такого нет, но, по-моему, это неплохой ход. Если ты едешь кэмплидером в лагерь, ты проявляешь лидерские качества, ведь людей нужно организовать, собрать, поиграть, заинтересовать, что-то прочитать. Организаторские способности либо есть, либо их нет, либо ты их воспитал. И если ты смог организовать себя и других — ты ценный сотрудник и на работе.
— При всей ответственности, обязанностях и правилах, создающих определенные ограничения, что движет людьми, которые приезжают в заповедники волонтерами вместо того, чтобы приехать туристами?
— Волонтеры имеют преимущество перед обычными туристами, поскольку находятся на территории длительное время и видят жизнь заповедной территории изнутри. Это полное погружение в природу. Помимо этого мы договариваемся о хорошей экскурсионной программе, чтобы волонтеров пустили туда, куда обычных туристов не пускают. Хороший пример — трехнедельный лагерь в Кроноцком заповеднике, из которых полторы недели волонтеры работали, не поднимая головы, на Курильском озере и в Долине гейзеров, а потом на полторы недели ушли в поход по вулканам.
КОММЕНТАРИИ (0)