пятница, 1 мая 2015 г.

Антироссийская "игрушка" от ЕС все меньше тешит бывшие советские республики

«Восточное партнерство»: между Россией и Европой

Антироссийская "игрушка" от ЕС все меньше тешит бывшие советские республики
Меньше месяца осталось до 4-го саммита программы «Восточное Партнерство» (ВП), который пройдет 21–22 мая в латвийской столице. 28 апреля Министерство иностранных дел Латвии направило официальные приглашения государствам-партнерам принять участие в саммите. В Риге ждут представителей 28 стран ЕС и шести стран «Восточного партнерства» — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины.
За время, которое прошло с момента прошлого саммита, состоявшегося в ноябре 2013 года в Вильнюсе, Евросоюзом были подписаны соглашения об ассоциации с Грузией, Молдавией и Украиной. Серьезным образом изменилась и общая геополитическая ситуация, осложнились отношения между Европой и Россией. Политический кризис на Украине, разразившийся после того, как приостановили процесс подписания соглашения о евроинтеграции, создание Евразийского экономического союза дают повод серьезно задуматься о дальнейших перспективах «Восточного партнерства» и выборе, перед которым в скором времени могут оказаться его участники.

Предыстория и ожидания

Проект «Восточного партнерства» создавался в рамках так называемой политики соседства Европейского союза. Главная цель — наладить отношения со странами бывшего Советского Союза, а основными принципами стали «демократия, обеспечение стабильности, экономическая интеграция, создание зон свободной торговли, энергетическая безопасность и развитие контактов между людьми». По словам политического директора министерства иностранных дел Латвии Андрейса Пилдеговича, в Риге планируют обсудить достигнутый прогресс еще с момента 3-го саммита, а также развитие политики ВП и сотрудничество между ЕС и государствами-партнерами нового объединения в рамках двустороннего и многостороннего взаимодействия.

Если говорить о конкретной повестке, известно, что Польша и Румыния в рамках саммита выступят за введение безвизового режима для граждан Украины и Грузии. Для Украины, как заявил президент Петр Порошенко, в Риге будут решаться два насущных вопроса — признание европейской перспективы для страны и поддержка инициативы предоставления ЕС Украине безвизового режима с 1 января 2016 года. Ранее уже было принято решение, по которому введение безвизового режима Украины с Европейским союзом отложено до начала 2016 года.

Стоит отметить, что в шести странах «Восточного партнерства» с 23 июня начнет действовать визовая информационная система стран Шенгенского соглашения. Однако перспектива безвизового режима между ЕС и всеми этими странами пока не определена, еще в самом начале создания ВП в декларации было прописано, что безвизовый режим — «отдаленная перспектива партнерства».

Против России

Антироссийский характер всегда был более чем очевиден, несмотря на то что сами инициаторы программы «Восточное партнерство» всячески это отрицают. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич недавно напомнил:

«Мы, конечно, будем следить за тем, как будет проходить саммит в Риге, но уже сейчас очевидно, что наша реакция будет жесткой и принципиальной». Спецпредставитель на брифинге подчеркнул принципиальность того, что сам «смысл партнерства имеет ярко выраженную антироссийскую направленность».

С этим согласен и политолог Олег Матвейчев, по мнению которого, гости саммита уже давно получают финансирование от ЕС и будут комментировать события в антирусском направлении.

«Дело в том, что на саммит "Восточного партнерства" приглашено большое количество публики, которая уже давно прикормлена и последние 15–20 лет только и делает, что посещает подобные мероприятия, берет комментарии в нужном русле, встречается в кулуарах для обсуждения совместных действий и так далее. Это будет встреча самых патентованных русофобов», — убежден эксперт.
Не изменят характер саммита и последние общественно-политические перемены, поскольку тенденции евроскептицизма не находят отражения на таких встречах и популярны у европейской оппозиции, среди консерваторов и националистов разного рода.

«Все организационные моменты контролируются США, Брюсселем, а в качестве площадки выбираются страны Прибалтики, про которые все давно известно. Так что это будет "шабаш ведьм", и никаких позитивных для России моментов ждать по итогам не приходится», – заключил Матвейчев.

Ошибки партнеров

Тем не менее уже слышна критика «Восточного партнерства», но только пока на уровне экспертных мнений. Молдавия, скорее всего, была самым надежным и устойчивым участником ВП, однако не так давно румынский эксперт по Черноморскому региону, доктор экономики Петришор Пею во всеуслышание заявил о провале ВП и банкротстве самой Молдавии.
Молдавия, по словам Пею, больше не является надежным партнером Европейского союза в рамках программы и снова «балансирует между Востоком и Западом». При этом уже стало очевидно, что сама страна не имеет перспектив для вхождения в Евросоюз, в силу серьезных экономических причин.

Именно во фразе о балансировании «между Востоком и Западом» и содержится главное фатальное противоречие программы ВП. Европейский союз посвятил несколько лет строительству отношений с государствами, не готовыми встать на европейский путь. И для Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины выбор между Европой и Россией является одним из самых сложных цивилизационных вопросов. Спор о европейской дилемме поджег Украину и стал предпосылкой потери Донбасса, который не хочет иметь ничего общего с «цивилизованной Европой», ассоциирующейся теперь только с кровью и жестокостью.

Все более красноречивым становится и лицемерие Евросоюза относительно программы ВП. Новая инициатива — своего рода муляж членства в Евросоюзе для стран-партнеров, в то время как ЕС на самом деле выступает против реального расширения за их счет. Таким образом, это и способ противостоять сближению с Россией и евразийской интеграции. Не последнюю роль здесь играет и экономическое сдерживание соседей в рамках торговых соглашений.

Альтернатива есть

России есть что предложить в качестве альтернативы шести странам, волею судьбы оказавшихся между Россией и Европой.

Политолог Олег Матвейчев считает, что выходом могло бы стать не столько налаживание отношений со странами, ставшими участниками программы, сколько со всем Евросоюзом в целом.

«России стоит более активно предлагать различные форматы партнерства для самой Европы. Например, сейчас активно обсуждается кабальное торгово-инвестиционное соглашение между Европой и США. Почему бы нам не предложить альтернативу с более выгодными условиями? Если речь идет о введении безвизового режима ЕС со странами ВП, то почему бы России не упростить выдачу виз для граждан Европейского союза, это была бы мощнейшая гуманитарная инициатива, которая положительно повлияла бы на имидж России», — рассуждает эксперт.

Илларион Гирс, cоучредитель латвийского политического товарищества «Русская Заря», наблюдающий процессы евроинтеграции, отмечает, что вступление Латвии в ЕС и НАТО после СССР — это история стремительного превращения благополучной во всех отношениях страны в задворки Европы.

«Пример Латвии показывает, что членство в ЕС и НАТО отнюдь не гарантирует лучшей жизни населению. Судя по примерам не только Латвии, но еще и Болгарии, Румынии, Литвы, Эстонии, можно уверенно сказать, что членство страны в этих международных организациях отравляет страну русофобией и вместе с тем обрекает ее население на жизнь в бедности и опасности от рисков, сопряженных со втягиванием страны в конфликты с Россией. Альтернативы Восточному партнерству есть, от процветания в состоянии нейтралитета до выгодного участия в ЕврАзЭС», — уверен Гирс.


Создание Евразийского экономического союза действительно качнуло геополитический маятник в другую сторону. Программа, предлагаемая союзом, в отличие от программы «Восточного партнерства» имеет гораздо больше объективных преимуществ, как и в политическом, так и экономическом плане, не оказывает давления на внешнюю и внутреннюю политику государств-участников, которым не придется тревожиться за собственный суверенитет. Пока рано говорить о реальном перевесе, но в сравнении с «Восточным партнерством» ЕврАзЭС может предложить тем странам, которые являются или станут его участниками, истинное партнерство со всем тем, что обычно под словом «партнерство» подразумевается, а именно выгодное сотрудничество на равных условиях и с ясными перспективами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий