Как США охотились за гитлеровскими «мозгами»
После капитуляции Германии союзники, прежде всего американцы, начали самую настоящую охоту за немецкими технологиями. Генерал-лейтенант Вермахта, инженер и военный историк Эрих Шнейдер утверждал, что победители присвоили 346 тыс. германских патентов. По его данным, практически всё самое ценное вывезли в США.
«Результаты исследований в промышленности и во всех государственных и даже частных научно-исследовательских учреждениях были изъяты у их хозяев и исчислялись не количеством страниц, а количеством тонн. Да, да! Тонн, - писал Эрих Шнейдер. – Об этом заявила американская центральная научно-исследовательская станция Райт-филд (штат Огайо), вывезшая из Германии «безусловно, самое значительное собрание секретных научных документов» общим весом в 1,5 тысячи тонн».
В частности, из научного центра компании «Рейнметалл-Борзиг» (Дюссельдорф) были изъяты проекты сверхзвуковых зенитных ракет «Рейнтохтер» и «Фойерлили». Между тем, «Рейнтохтер» являлась первой в мире твердотопливной двухступенчатой ракетой с поперечным разделением ступеней. В ней также впервые была применена аэродинамическая схема «утка», ставшая классикой зенитных управляемых ракет.
О том, какие были наработки в «Рейнметалл-Борзиг», можно судить по конкретным военным результатам. Например, управляемыми бомбами-планерами SD-1400-Х весом 1450 кг, спроектированными доктором М. Крамером, был уничтожен 9 сентября 1943 года итальянский линкор «Рома» водоизмещением 46 508 тонн. Инженер Ирман Майер сообщил, что немцам во Второй мировой войне удалось потопить примерно 400 тысяч тонн английского и американского корабельного тоннажа дистанционно управляемыми боеприпасами, в том числе и за счет «телевизионной связи между снарядом и самолетом-маткой».
Именно поэтому Эрих Шнейдер, опираясь на данные Крамера и Майера, был уверен, что немцы к концу войны достигли революционных успехов по автоматическому управлению снарядами и ракетами, которые комплектовались «локационными приборами и новыми взрывателями». Интересно, что германские научные разработки в области позиционирования базировались на световом и инфракрасном излучении, а также и на радиолокации. Историк Шнейдер считал, что задел в этой области был колоссальным. Как раз там, где сейчас американцы «впереди планеты всей» - в области высокоточного оружия.
В ходе другой масштабной охоты за немецкими «мозгами», известной, как миссия «Алсос», американские спецслужбы выяснили всё о немецком ядерном проекте. При этом адресные действия генерала Паттона в отношении секретных исследовательских центров Каммлера до сих пор являются загадкой. Ряд фактов красноречиво указывает, что без сотрудничества Бормана с американской стороной вряд ли миссия «Алсос» была бы выполнимой. Всё это, как и сверхсекретный проект «Колокол», до сих пор скрыто под завесой высшей секретности, приподнять который частично удалось польскому журналисту Игорю Витковскому и английскому военному писателю Николасу Куку.
По их мнению, ученые Третьего Рейха, точно также, как и солдаты и генералы Вермахта, были мотивированы на создание великой Германии, оттого и добились потрясающих результатов. Не разгроми Красная Армия в 1945 году гитлеровские войска, карта мира сейчас была бы иной, уверен Николас Кук.
Симптоматично и то, что после войны немецкие физики стали сотрудничать в научных центрах США в условиях четкой кооперации, привычно создавая оружие мирового господства, правда, работая уже на другого хозяина. Это тоже указывает, что между нацистами и американцами имелись тайные договоренности особого характера.
В целом изъятие секретной научной и технологической документации и вывоз немецких ученых осуществлялись в рамках операции «Скрепка» - Operation Paperclip, которую проводило Объединенное агентство по целям разведки - JIOA. Известный историк Кларенс Лесбу (Clarence G. Lasby), специалист по этой тематике, убежден, что по отношению к союзникам янки вели себя нечестно, практически монопольно экспроприировав научное наследие Третьего Рейха. При этом всячески затруднялось взаимодействие не только с СССР, но и с Англией.
И это несмотря на то, что сведения о немецких военно-научных специалистах передали янкам британцы из MI6. Речь идет о списке Озенберга (по имени фашистского деятеля, возглавлявшего «Ассоциацию оборонительных исследований Рейха» и научное подразделение гестапо). В свою очередь, англичанам этот документ достался от польского лаборанта, который в марте 1945 года нашел его в унитазе одного из туалетов Боннского университета. Как оказалось, в нем значились фамилии и должности самых важных гитлеровских ученых.
Американский майор Стейвер на основании этой «туалетной бумаги» допросил ряд ученых, работавших в исследовательском центре германской армии Пенемюнде, и то, что он узнал, повергло его в изумление. Перед ним оказались разработчики ракеты Фау-2. Именно поэтому ракетчик Вернер фон Браун вскоре оказался в Соединённых Штатах - в Форт-Ханте (Вирджиния).
Доктора Герберта Вагнера, изобретателя управляемой авиационной бомбы Henschel Hs 293, также в спешке вывезли в Америку, в Нью-Йорк. Между тем, его боеприпасами только 15.08.1944 года у побережья Южной Франции было уничтожено три американских танкодесантных корабля.
По мнению историка Кларенса Лесбу, активный захват и вывоз германских ученых начался еще в победном мае, хотя американский президент Гарри Трумэн подписал приказ о старте операции «Скрепка» только в августе 1945 года. Ситуация благоволила янкам, поскольку нацисты предпочитали укрываться в западных оккупационных зонах, где командовали штатовские генералы.
США на словах преследовали всех без исключения ученых–членов НДСП, активно поддержавших гитлеровский милитаризм, но на самом деле не обращали никакого внимания на фашистское прошлое «академиков Рейха». Кстати, об это говорит и само название операции – «Скрепка». Биографические документы инженеров-нацистов «отбеливались» путем подложных справок, прикрепляемых к досье скрепками.
Более того, в нарушении договоренностей по оккупационным зонам, американцы вывезли все исследовательские центры вместе с персоналом из районов Саксонии и Тюрингии, которые 1 июля 1945 года переходили под советский контроль. Причем многие немецкие инженеры сразу же заключили контракты с американскими ракетостроителями.
Чтобы узаконить легальное проживание нацистов в США, их, как жителей Латинской Америки, оформляли через американское консульство в Сьюдад-Хуарес, Чиуауа в Мексике. В общей сложности в рамках операции «Скрепка» в США перебрались 1600 гитлеровских ученых и инженеров, составляющих научную элиту Третьего Рейха. Здесь важно отметить, что некоторые сотрудники из этого списка были замешаны в преступлениях против человечества. По данным историка Майкла Дж Нейфельда, американцы сделали всё, чтобы избежал заслуженное наказание изувер Губертус Штругхольд, а также высокопоставленные нацисты Артур Рудольф и Георг Рикней.
Справка «СП»
Губертус Штругхольд в Третьем Рейхе возглавлял нацистский центр медицинских исследований для авиации и тесно сотрудничал с «врачами» в концлагерях Дахау и Дора-Миттельбау.
В 1978 году за вклад в космическую медицину и за работы по разработке скафандра и космической капсулы в США он удостоен привилегии быть увековеченным в Зале славы музея истории освоения космоса в Нью-Мексико. Тогда же на фресках «Мировая история медицины» в холле университета в штате Огайо был размещен его портрет.
В 1995 году по требованию американской антидиффамационной лиги, противостоящей антисемитизму и другим формам нетерпимости по отношению к евреям, Губертус Штругхольд посмертно был лишен всех почестей (он скончался в 1987 году).
Комментариев нет:
Отправить комментарий