воскресенье, 17 мая 2015 г.

"ПОЧЕМУ ГОГОЛЬ СЖЁГ "МЁРТВЫЕ ДУШИ"?..

ГИПОТЕЗА:   "ПОЧЕМУ ГОГОЛЬ СЖЁГ "МЁРТВЫЕ ДУШИ"?..

   Признаюсь, было время, когда я считал Антона Павловича Чехова очень крупным писателем. Затем он в моих глазах понизился до просто писателя или, максимум, хорошего писателя.
Понятно, что это моё личное мнение, его я никому не навязываю. Просто ниже очень кратко расскажу, почему такое произошло.
Я заметил, что «клеветники, враги России» (так именовал людей подобной формации великий А.С.Пушкин) в немалой степени использовали творчество А.Чехова для очернения страны и народа. Мол, смотрите, какие негодяи и уроды живут в Российской империи, разве они заслуживают доброго слова? Как и их страна?!.
Во всех произведениях писателя нет практически ни одного светлого образа, только ходячие карикатуры – унтеры Пришибеевы, хамелеоны-городовые, человеки в футлярах, дурачки-чудаки разного рода, пришибленные и ущербные жизнью люди. Отсюда делался вывод, что всё в стране плохо, власть нужно свергать, всё «сносить до основанья, а затем…»
Не сам А.Чехов пришёл именно к такому отражению действительности. Поначалу он писал разное, как бы пробовал себя, но критики восхваляли именно пародийные образы и он стал творить преимущественно подобные. О том, кто были критики, есть в его записных книжках, но выйти из того «круга», в который они его загнали, А.Чехов не сумел. В результате он продолжил своим пером служить так называемым революционным демократам. Хотя если не понимал, то чувствовал, что его пародийные образы переносятся на весь народ, на всю Россию…
А вот с Николаем Васильевичем Гоголем ситуация иная. Он творил намного раньше А.Чехова, когда разрушительные действия «клеветников, врагов России» не были столь очевидны, но писатель нутром гения почувствовал их чёрную силу и пытался ей противостоять.
Во-первых, Н.Гоголь протестовал против попыток именовать его сатириком, прямо говорил: «Я люблю своих героев». Именно любил, а не высмеивал. хотя и подмечает в их характерах смешные черты. Тогда как критики чуть ли не всем скопом именовали его произведения сатирой.
Однажды писатель даже обходил виднейших коллег по перу и лично пытался втолковать им это. Но тогдашние литературные круги фактически игнорировали попытки Н.Гоголя внести ясность, продолжали лживо подавать его в роли сатирика, бичующего нравы общества.
Во-вторых, Н.Гоголь создавал самые разные образы, а не только комические, в том числе и героические: например, в «Тарасе Бульбе».
И в-третьих, это лично моё предположение, по научному – гипотеза, именно по этой причине гениальный писатель сжёг второй том «Мёртвых душ». Первый был подан критиками как яркая сатира на общество, вскрывающая его язвы. Во втором томе Н.Гоголь попытался уйти от сатиры: возможно, что и сумел это сделать, но когда прочёл то, что получилось, нутром пророка почувствовал, критики опять назовут сатирой и продолжат дудеть в свою дуду, очерняя Россию. Этого он не хотел, ибо был ярым патриотом, а потому предал огню своё творение.
И если раньше я именовал Николая Васильевича очень хорошим писателем, то теперь он для меня истинный гений.
Добавлю, в этом меня укрепило и чтение его «Выбранных мест из переписки с друзьями». У А.Чехова такого понимания жизни, людей, истории и близко не просматривается. Увы. Наверное, в том числе и этим отличается обычный писатель от гениального.

Комментариев нет:

Отправить комментарий