На протяжении многих десятилетий Запад ведет экономическую войну против России/СССР. Серьезным сигналом для российских властей явилось появившееся недавно письмо четырех американских сенаторов, адресованное главе американского Минфина Джейкобу Лью. Сенаторы призвали администрацию США ввести санкции в отношении крупнейших российских банков, которые, по их утверждению, помогают финансировать деятельность сирийских властей. По сути, данное письмо – прямой призыв к конфронтации на уровне государств, официальному объявлению Соединенными Штатами экономической войны против Российской Федерации.
* * *
Торгово-экономические и финансово-банковские санкции Запада против России стали нормой с конца 1917 года. Это было реакцией на решение большевиков аннулировать внешние долги царского правительства и провести национализацию предприятий, принадлежавших иностранному капиталу. Тогда в западных банках были заморожены валютные счета Государственного банка и Минфина Российской империи. Замораживанию подверглось также российское золото, которое было размещено в банках Великобритании и некоторых других стран. Европейским банкам было запрещено осуществлять расчеты по экспортно-импортным операциям Советской России. Поэтому большевики широко использовали подставные фирмы приграничных стран (особенно прибалтийских), а также некоторые банки, формально зарубежные (шведские, эстонские, американские), но контролировавшиеся людьми, которые работали в интересах Москвы. Для расчетов во внешней торговле советское правительство широко использовало золото, что снижало эффективность экономической блокады Запада. В 1929 году бывшие страны Антанты попытались удушить Советскую Россию, введя запрет на прием от неё западными банками и фирмами золота. Эта санкция получила название «золотая блокада». Эффективность торговых, кредитных и «золотых» блокад оказалась невысокой. Об этом говорит хотя бы то, что СССР сумел с 1929 года до начала Второй мировой войны построить 8600 предприятий, большинство из которых базировались на импортном оборудовании.
В послевоенные годы Запад под эгидой Вашингтона также не раз организовывал различные блокады СССР. Например, в 1980-1982 гг. Тогда осуществлялась очень крупная сделка «газ - трубы», которая предусматривала поставку западными (преимущественно западноевропейскими фирмами) труб и компрессоров для сооружения в СССР экспортного газопровода до западных границ Советского Союза. Под предлогом того, что советские войска вторглись в Афганистан, Вашингтон пытался наложить запреты на эти поставки, предпринимались попытки заблокировать расчеты по ним через западные банки. Несмотря на всё это, проект газопровода был успешно реализован.
После 1991 года Запад несколько раз выступал с угрозами введения санкций против РФ, хотя до практики дело не доходило. В августе 1998 года, когда Россия оказалась не в состоянии выплачивать долги зарубежным кредиторам, на Западе обсуждался вопрос о возможном аресте зарубежных счетов Банка России. В августе 2008 г. на саммите ЕС в Брюсселе стоял вопрос о введении торгово-экономических и финансово-банковских санкций против России в связи с тем, что российские войска сорвали нападение Грузии на Южную Осетию.
Можно вспомнить и «шпионский скандал», когда Москва отказалась сдавать Вашингтону Эдварда Сноудена. Тогда в Белом доме и в конгрессе США начались разговоры о необходимости санкций против РФ. Упоминался уже подготовленный «пакет санкций», содержание которого не раскрывалось.
История российской «дочки» иранского банка
Нельзя сказать, чтобы все ограничивалось только угрозами в адрес российских банков и их клиентов. Были и конкретные акции. Речь идет прежде всего о так называемых мягких санкциях. Они осуществляются под флагом борьбы с финансированием терроризма, отмыванием «грязных» денег, организованной международной преступностью, коррупцией и т.п. Именно под этим предлогом власти США в середине прошлого десятилетия закрыли несколько сот американских корсчетов российских банков, которые «подозревались» в незаконных операциях. Российские банки, конечно, сумели найти выход (открыв корсчета в банках других стран), но «мягкие санкции» осложнили им жизнь, т.к. скорость расчетов в долларах снизилась, а издержки возросли (комиссии за посреднические «услуги»).
Были также попытки «наездов» со стороны США на российские банки якобы в связи с нарушениями последними санкций против отдельных стран. Наиболее яркий пример – организация под названием «Мир Бизнес Банк», которая является российской кредитной организацией. Это «дочка» крупнейшего госбанка Ирана Bank Melli. Она была открыта в 2002 году под названием ЗАО «Банк Мелли Иран». С 2010 года она называется «Мир Бизнес Банк». В 2012 г. по величине активов «Мир» вошел в первую сотню российских банков. Осуществляет аккредитивное обслуживание российско-иранской торговли пшеницей, сырьевыми товарами. Американские власти неоднократно рекомендовали российским банкам воздерживаться от взаимодействия как с Bank Melli, так и с его российской «дочкой». Российскому МИДу пришлось сделать разъяснения журналистам по поводу проблем с «Миром»: «Деятельность банка не противоречит ни внутреннему законодательству России, ни ее международным обязательствам по соответствующим резолюциям Совета безопасности ООН о санкциях в отношении Ирана». Bank Melli упоминается в резолюции Совбеза ООН от 2008 года. В ней говорится о возможной вовлеченности банка в финансирование ядерной программы, однако никаких санкций в отношении банка и его подразделений ООН не налагала. Вашингтон не запрещает торговать с Ираном сырьем, которое не может быть использовано в военных и энергетических целях. Тем не менее, по сообщениям российских СМИ, «дочка» иранского банка потеряла на санкциях 17,6 млрд. руб. (Известия, 16.08.13).
Вероятно, именно в связи с банком «Мир» министр иностранных дел Сергей Лавров 7 сентября 2012 года после переговоров с госсекретарем США Хиллари Клинтон заявил журналистам: «Односторонние американские санкции в отношении Сирии и Ирана все больше приобретают экстерриториальный характер, затрагивая напрямую интересы российского бизнеса, в частности банков».
Масштабы угрозы
Письмо американских сенаторов было прокомментировано многими российскими экспертами. Пожалуй, единственным, кто оценил письмо сенаторов как серьезное предупреждение, был бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. Он обратил внимание на то, что санкции предложено организовать в отношении не просто российских коммерческих банков, а в отношении государственных банков. Замораживание зарубежных активов государственных кредитных организаций может стать шагом, за которым последует гораздо более серьезный шаг – замораживание или арест международных резервов Банка России.
На 1 января 2013 года зарубежные активы России, согласно данным Банка России, были равны 1.354,2 млрд. долл. Большая часть этих активов создана за счет вывоза капитала банковским сектором российской экономики. На 1 января 2013 г. зарубежные активы банковского сектора без учета Центрального банка составили 246,9 млрд. долл. А зарубежные активы ЦБ (фактически международные резервы России) были равны 537,6 млрд. долл. Таким образом, совокупные активы банковского сектора, включая Центральный банк, составили 784,5 млрд. долл. Доля банковского сектора в зарубежных активах РФ равна 58% (табл. 1). Данная раскладка показывает, что «ахиллесовой пятой» российской экономики является банковский сектор, который слишком далеко выдвинулся за пределы экономического пространства России. Именно поэтому от Запада в случае любых осложнений отношений можно ожидать санкций в виде замораживания (или ареста) активов банковской системы. В случае резкого обострения отношений Запад может не ограничиться зарубежными активами российских кредитных организаций, а покуситься также на международные резервы ЦБ РФ. Почему бы и нет? Прецедент был создан в 2011 году, когда Вашингтон и Брюссель приняли решение о замораживании резервов Центрального банка Ливии, а также зарубежных активов суверенного фонда Ливии. Всего тогда было заморожено около 150 млрд. долларов.
Табл. 1.
Зарубежные активы Российской Федерации (на 01.01.2013)
Что касается зарубежных активов кредитных организаций РФ, то наиболее уязвимой их частью являются текущие счета и депозиты, открытые в зарубежных банках, – на них приходится 139 млрд. долл., или более половины всех зарубежных активов российских банков. Второй по степени ликвидности и простоты «заморозки» можно считать такую позицию, как «ссуды и займы». В итоге получается ровно 200 млрд. долл., или почти ¾ всех зарубежных активов российских банков (табл. 2).
Табл.2.
Зарубежные активы банковского сектора Российской Федерации без ЦБ (на 01.01.2013)
Наибольшая часть самых ликвидных зарубежных активов российских банков (депозиты, кредиты, корсчета, наличная валюта) приходится не на США, как многие считают, а на Великобританию. Лондон в плане санкций всегда идет в одной связке с Вашингтоном. В случае принятия решения Вашингтоном о замораживании зарубежных активов российских банков можно ожидать, что сразу же будет заморожено около 40% всех зарубежных активов (26,4% - Великобритания, 13,6% - США). Как видно из следующей таблицы, 80% зарубежных активов российских банков сосредоточено в восьми странах (Великобритания, США, Германия, Кипр, Голландия, Швейцария, Франция, Италия). При таком раскладе банковские санкции против России, если они будут введены, могут оказаться весьма эффективными.
Табл. 3.
Распределение зарубежных активов банковского сектора Российской Федерации по странам (на 01.01.2013)*
* Наиболее ликвидная часть зарубежных активов, состоящая из кредитов, депозитов, корсчетов, наличной иностранной валюты в кассах кредитных организаций
Что делать?
После письма четырёх американских сенаторов в воздухе запахло масштабной экономической войной. В таких условиях срочные меры по защите российской экономики от угрозы финансово-банковских санкций со стороны Запада необходимы. Немало полезного опыта в этом плане можно извлечь из истории Российской империи. Так, буквально за месяц до начала Первой мировой войны Государственный банк и Минфин России изъяли из германских и австрийских банков валютные средства и перевели их либо в Россию, либо в банки стран Антанты.
Точно так же надо поступать с международными резервами Российской Федерации, большая часть которых размещены в долговых бумагах правительств США и других стран Запада, а также на счетах западных банков. Часть валютных резервов может и должна быть направлена на покрытие таких расходов, как платежи по государственному долгу (следует по возможности погасить все долговые обязательства с опережением графиков). Часть международных резервов (особенно ту часть, которая приходится на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) направить на приобретение активов реального сектора экономики в дружественных России странах, а часть использовать для закупки машин и оборудования и реализации стратегически важных инвестиционных проектов. Здесь можно и нужно использовать бесценный опыт первых советских пятилеток, когда в условиях блокады Запада удавалось закупать машины и оборудование для индустриализации страны. И, конечно же, по возможности конвертировать валютную часть международных резервов в золото, которое следует приравнять к стратегическим ресурсам. Как известно, «желтый металл» имеет «иммунитет» против самых жестких санкций.
Другое важное направление – создание защищенных от санкций систем международных платежей и расчетов, альтернативных нынешним системам, которые строятся на использовании корсчетов в американских и европейских банках… Здесь напрашивается проект создания таких защищенных систем в рамках БРИКС и в рамках проектов евразийской интеграции. Этот вариант предполагает отказ от расчетов в нынешних резервных валютах – евро и долларе.
В случае необходимости развивать экономические отношения со странами Запада или странами, находящимися под контролем Запада, целесообразно более широко использовать так называемые валютосберегающие схемы. Это бартер, компенсационные сделки, клиринговые расчеты. Между прочим, во времена Советского Союза такие схемы активно использовались, имеется богатый опыт, который сознательно замалчивается. Следует также вспомнить опыт функционирования совзагранбанков, которые формально были не советскими, а иностранными, но действовали в интересах СССР (Московский народный банк в Лондоне, Юробанк в Париже и другие). Они помогали обходить санкции и блокады, которые периодически организовывались Западом.
Деофшоризация российской экономики - также важное условие повышения её иммунитета по отношению к санкциям Запада. Это весьма обширная тема, требующая отдельного обсуждения. Отметим лишь, что существенная часть зарубежных активов российских банков размещена в офшорных юрисдикциях – в виде паев и акций офшорных компаний, на депозитных и иных счетах офшорных банков. Западные спецслужбы имеют доступ к информации об этих активах, поэтому надеяться, что они будут защищены от санкций Запада, не следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий