Русские цари нерусские
«Эх, вот раньше, при царях Россия цвела и пахла, а теперь…» — нет-нет да и услышишь такое и с высоких трибун, и в переполненном автобусе. И забывается при этом, что Россия-то, может, при царях и цвела, а русский народ — не очень. Больше того, эти самые цари обходились с ним весьма и весьма жестко, даже беспощадно, ничуть не жалея. Почему? Может, потому, что сами были отнюдь не местные…
Известно, что первый русский князь Рюрик (даты правления 862–879), призванный с наемной дружиной в Новгород «из-за моря» и положивший начало династии Рюриковичей, был из варягов, то бишь в нем текла скандинавская кровь.
Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)
Его любимая и единственная жена Ефанда происходила из рода норвежских королей. От этого брака рожден был, как известно, Игорь (912–945), ставший князем и первым продолжателем рода Рюриковичей. Кстати, легендарный вещий Олег (879–912), воспетый Пушкиным, был лишь наставником Игоря и тоже происходил из рода норвежских королей.
Импортные жены
Однако некоторые ученые, опираясь на тексты так называемой Иоакимовской летописи, утверждают, что Рюрик по материнской линии был прямым внуком новгородского князя Гостомысла, а значит, хотя бы наполовину являлся русичем. Другие подвергают сомнению отцовство Рюрика. Не был, мол, Игорь сыном Рюрика. И кровь в нем текла славянская.
Так это или нет, но все равно потомки Игоря предпочитали брать в жены по большей части иноземок знатного происхождения. Его сын Святослав I (946–972) имел трех жен, в том числе привезенную с собой еще Рюриком скандинавку Малфред, от которой родился Владимир Красное Солнышко (980–1015). Последний имел уже шесть жен.
Из них Рогнеда была половецкой княжной, которая в порыве ревности чуть не убила мужа, Юлия — византийская принцесса, вдова убитого Ярополка I, Анна — византийская царевна, Олова, по одним источникам, была «чехиней», по другим — скандинавкой, Малфрида и Аделья — неизвестно кто, но, судя по именам, скорее всего не славянского происхождения.
Четвертый сын Владимира Ярослав Мудрый (1015–1017, 1019–1054), на одну половину скандинав, на другую — половец, заняв престол, принялся развивать внешнеполитические связи с Европой. Для начала он взял себе в жены Ингигерду, дочь шведского короля Олафа Шетконунга.
Св.Ингрид - покровительница Ингерманландии. "Дочь конунга Олафа Шведского, принцесса Ингрид (Ингигерда), в православном крещении - Анна, вышла замуж за новгородского конунга Ярицлейва (Ярослава). В качестве свадебного подарка Ярослав подарил жене город Альдейгьюборг (Ладогу) и окружающие земли, которые и получили с того времени название Ингерманланд ("земли людей Ингигерд").
Перед смертью она постриглась в монахини, а затем была канонизирована Русской православной церковью под именем Святой Анны, как первая русская княгиня, принявшая постриг. Всех трех своих дочерей Ярослав Мудрый выдал замуж в королевские дома Европы: Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда Смелого, Анастасия — королевой Венгрии.
Фреска из Собора Святой Софии в Киеве, представляющая дочерей Ярослава Мудрого - Анну, Анастасию, Елизавету и Агату.
Самая знаменитая судьба ожидала Анну, выданную за французского короля Генриха I из династии Капетингов. Потомками Анны были одиннадцать королей Франции, правивших в течение 267 лет. И хотя французы называют Анну Анной Русской, русской крови в ней не было ни одной капли.
Сын Ярослава Мудрого Всеволод I (1076, 1078–1093) имел двух жен: половчанку Анну и дочь византийского императора Константина IX Мономаха. От этого брака был рожден Владимир Мономах, русский великий князь (1113–1125), прославившийся своей просветительской деятельностью, — в нем смешалось много кровей, не было там опять-таки только русской. Женат он был на Гите, дочери короля Англии Гарольда II.
Основатель Москвы Юрий Долгорукий (1149–1150, 1155–1157) по крови являлся англичанином, немного греком, немного шведом, чуть-чуть половцем и скандинавом, но никак не русским. Женат был на дочках половецкого хана и греческого императора.
Юрий Долгорукий
Брат Долгорукого Мстислав Великий (1125–1132) — последний из великих князей, при котором Киевская Русь оставалась единым государством, — продолжая укрепление династических связей с Европой, взял в жены Христину — дочь шведского короля Стенкильсона.
Мстислав Владимирович Великий
Крепить политику телами
Сын Долгорукого Андрей Боголюбский (1157–1174), женившись на дочери первого владельца Москвы Улите Кучке, положил начало традиции не выписывать невест из Европы, а выбирать из своих или, в крайнем случае, из ближайшего зарубежья. С этого времени кровь правителей Руси начала наконец-то разбавляться и русской.
Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) имел 18 детей и всех их женил и выдал замуж за русичей. Возможно, эта традиция и не получила бы долгого продолжения, если бы не нашествие монголотатар, на целых три столетия отрезавших российское государство от культурных контактов с Европой.
В этот период русской истории великие князья вынуждены были сочетаться узами брака с княжескими да боярскими дочками. Часто брали в жены половчанок. Иногда, правда, из политических соображений приходилось русским князьям жениться на ханских дочках.
Так, внук Александра Невского Юрий (1319–1322) обвенчался с сестрой хана Узбека Кончакой (крещенная Агафьей), но жить с ней долго не смог и однажды попросту убил монголку.
Лишь после освобождения Руси от монголо-татарского ига великие князья смогли вновь жениться на иноземках и отдавать дочек замуж в заграничные государства. Пример подал сам Дмитрий Донской (1359–1389), выдавший двух своих дочерей замуж за литовских князей.
Его сын Василий I (1389–1425) женился на дочке литовского князя Витовта Софии, а дочь Анну выдал за византийского императора Иоанна VIII (Палеолога). Второй женой Ивана III (1462–1505) стала Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI.
В жилах Ивана Грозного (с 1547 г. первый русский царь) текла на три четверти русская и на одну четверть кровь византийских императоров. Он имел семь жен: Анастасию из рода Романовых, Марию, дочь кабардинского князя Темрюка Идарова, Марфу Собакину, Анну Колтовскую, Анну Васильчикову, Василису Мелентьеву и Марию Нагую, которая в 1605 г. признала Лжедмитрия I своим сыном, а затем отказалась от него.
Сын Ивана Грозного Федор (1584–1594) взял в жены сестру Бориса Годунова Ирину. После его смерти она отказалась от предложения патриарха Иова занять престол и ушла в монастырь. Мария, племянница Ивана Грозного, была насильно пострижена в монахини. Ее дочь Евдокия умерла насильственной смертью. Таким образом, со смертью Евдокии пресеклась династия Рюриковичей.
Борис Федорович Годунов
Борис Годунов (1598–1605) был правителем просвещенным и осознавал необходимость связать свою семью династическими узами с королевскими домами Европы. Пытался выдать дочь Ксению сначала за герцога Ганса Датского, а затем за австрийского эрцгерцога Максимилиана. Ганс по прибытии в Москву умер еще до свадьбы. Максимилиан после долгих переговоров жениться на Ксении отказался.
В начале царствования династии Романовых в крови царственных особ и их отпрысков иноземных кровей практически не было. Это были цари русские не только по духу, но и по крови. Вплоть до Ивана V (1682–1696), нарушившего эту традицию, выдав дочь Екатерину за герцога Мексенбург-Шверинского Карла Леопольда, а Анну — за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма.
Петр I (1682–1725, с 1721 г. первый русский император) имел двух жен: Евдокию Лопухину и Марту Скавронскую (Екатерина I). Предполагается, что Марта была дочерью латышского крестьянина Самуила Скавронского, по другой версии — дочерью шведа-квартирмейстера И. Рабе.
Петр I
Петр имел 13 детей. «Прорубая окно в Европу», он тоже не забывал упрочнять династические связи с заграничными королевскими домами. Первенца своего Алексея женил на принцессе Брауншвейг-Вольфенбюттельской Софье Шарлотте, а цесаревну Екатерину выдал замуж за Карла Фридриха, герцога Шлезвиг-Голштейн-Готторпского. Ни Петр II (1727–1730), ни Анна Ивановна (1730–1740), ни император-младенец Иван VI Антонович (1740–1741) детей не имели.
Дочь Петра I Елизавета (1741–1761) замуж так и не вышла и детей тоже не имела, во всяком случае законнорожденных. Когда Елизавета скончалась, вместе с нею фактически прекратилась и династическая линия Дома Романовых. Все последующие Романовы носили эту фамилию, скорее следуя официальной традиции, нежели кровной преемственности. И ни в ком из них не было ни капли русской крови.
Дас ист фантастиш!
Дас ист фантастиш!
Начиная с Петра III (1761–1762) все царственные престолонаследники были немцами, происходившими по Голштейн-Готторпской линии, с небольшой примесью австрийской, английской, голландской, датской и греческой крови. Судите сами: Екатерина II (1762–1796) была принцессой Ангальт-Цербстской, в девичестве носила имя Софьи Фредерики Августы.
Павел I
Сын Петра III и Екатерины II Павел I (1796–1801) был женат на принцессе Вильгельмине Луизе Гессен-Дармштадтской (Наталья Алексеевна) и принцессе Софье Доротее Вюртембергской (Мария Федоровна). Сын Павла I Александр I (1801–1825) женился на Луизе Марии Августе, принцессе Баденской Дурлах (Елизавета).
Другой сын Павла I, Николай I (1825–1855), женился на принцессе Луизе Шарлотте Вильгельмине прусской, дочери короля Фридриха Вильгельма III (Александра Федоровна). Сын Николая I Александр II (1855–1881) женился на принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софье Марии Гессен-Дармштадтской (Мария Александровна).
Александр III
Сын Александра II Александр III (1881–1894) женился на Луизе Софии Фредерике Дагмаре, дочери датского короля Христиана IX (Мария Федоровна). Сын Александра III Николай II (1894–1917), последний русский император из династии Романовых, женился на принцессе Алисе Виктории Елене Луизе Беатрисе Гессен-Дармштадтской, дочери Людовика IV (Александра Федоровна). Имел, как известно, четырех дочерей и одного сына.
В 1913 г. семья Николая II с помпой отпраздновала 300 лет Дома Романовых, а еще через 5 лет онемеченная династия Романовых прекратила свое существование.
Автор: Вадим ВЕРШИНИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий