воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Пролив раздора: чем может обернуться для Турции шантаж России Босфором


Нужен нам берег турецкий

Босфор прежде всего отличается тем, что является одним из важнейших морских путей. Ширина этого 30-километрового канала, соединившего по обоим берегам один из крупнейших и древнейших городов мира  Стамбул, в некоторых местах достигает всего 700 метров. И для целого ряда стран, в том числе Юго-Восточной Европы, Закавказья, Украины, это единственный выход к Мировому океану.

Ключевой эта артерия является и для России. Движение здесь не прекращается ни днем, ни ночью, и это при том, что этот участок считается одним из самых сложных в мореходном плане. Скорость течения здесь достигает десяти километров в час, а зимой и осенью возможны резкие изменения погоды, сопровождаемые волнениями на море.


Не случайно турецкие морские власти всегда предлагают лоцманское сопровождение кораблей и судов. К слову, страна неплохо зарабатывает на таких услугах: так называемый маячный сбор составляет до тысячи долларов с каждого судна в зависимости от его класса.

После трагического происшествия с российским самолетом, сбитым истребителем турецких ВВС, и последовавшей на это обоснованножесткой реакции руководства России стали появляться мнения о возможных шагах со стороны Турции. В числе первых таких мер было названо ограничение прохода российских кораблей и судов (в том числе Военно-Морского Флота) через Босфор, или даже закрытие его для нашей страны полностью. По мнению некоторых аналитиков, турецкие власти могли бы решиться на такой поступок в ситуации, когда других способов «принудить» Россию к прежней дружбе у них уже не останется.


Не на все случаи жизни

И тревожные вести с Босфора не заставили себя долго ждать. Так, накануне ряд СМИ сообщил, что в Мраморном море как-то неожиданно приступила к учениям береговая охрана Турции. В результате оказался затруднен проход в данной зоне целой группы кораблей и судов. Одна из подлодок, по всей видимости принимавших участие в маневрах,прошла в опасной близости от большого морского сухогрузного транспорта «Яуза», входящего в состав ВМФ России. Кроме того, накануне поступила информации о том, что ряд российских торговых судов длительное время не смог получить разрешение на проход пролива, ожидая своей очереди у входа в Босфор со стороны Черного моря.


Выгодное географическое положение могло бы дать Турции абсолютный карт-бланш, если бы не одно но. Статус Босфора был еще в прошлом веке раз и навсегда закреплен в специальной Конвенции, давшей государствам, имеющим выход к Черному морю, особые права по использованию пролива. Согласно подписанному в швейцарском городке Монтрё документу, Турция имеет право закрывать Босфор только в случае официального объявления войны, да и то лишь для прохода военных кораблей, исключительно в ночное время и в ситуации, когда сама Турция является воюющей стороной по отношению к странам, чьи корабли и суда намереваются пройти через проливы.

Правда, в 1994 году Турция приняла собственный так называемый Регламент судоходства в проливах. Этот документ, принятый в одностороннем порядке, позволяет турецким властям нарушать права других государств на проход судов через Босфор и Дарданеллы, пользуясь целым рядом весьма пространных и широко трактуемых обстоятельств. Сегодня страна регулярно ограничивает морское движение на этом участке.

Правда, причиной чаще всего являются погодные условия: эти места изобилуют туманами, во время которых за проводку судов не берутся даже опытные лоцманы. Скопления судов наблюдаются и когда из-за чрезмерной загруженности проливов турецкая морская администрация организует их пропуск поочередно: сначала в сторону Черного, затем Средиземного моря.


Апокалипсис не сегодня

«Апокалипсическим сценарием» назвал возможность перекрытия Турцией черноморских проливов для российских судов пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В то же время он отметил, что «степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом».

Тем не менее перспективы реальной блокады проливов для военного и гражданского флота России эксперты считают маловероятными. Так, доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин полагает, что Турция не пойдет на такие меры, так как это может привести к «катастрофическим последствиям». «Это будет не просто нарушением международного права, но и нарушением международной системы безопасности, которая складывалась последние десятки лет», уверен эксперт.

«Закрытие проливов – это прямой заход на конфликт в военной сфере, подчеркивает Николай Топорнин.  Россия никогда не позволит, чтобы кто-то просто так, по своему желанию, в нарушение международных конвенций мог закрыть международные проливы. Это гораздо серьезней сбитого самолета, это старт уже сценария совсем другого рода».

Не склонен драматизировать ситуацию и военный эксперт Владислав Шурыгин. По его мнению, ограничения с проходом судов в районе Босфора могли быть связаны как раз с плохой погодой, а опасное сближение БМСТ «Яуза» с турецкой подлодкой  с напряженным «трафиком» на этом морском участке.


«Турция может осложнить нам проход, может даже погонять по кругу несколько часов, но закрыть проливы без объявления войны она не может»,  отмечает Шурыгин. К слову, мнение эксперта подтверждают и в Минобороны России. По данным военного ведомства, корабли и суда ВМФ РФ в настоящее время «не испытывают никаких проблем с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы», а встреча с турецкой подлодкой является «обычным явлением в условиях интенсивного судоходства в проливной зоне».

По заветам Громыко

О том, что Турция продолжит соблюдать международное право и не будет закрывать проход российским военным и гражданским кораблям через черноморские проливы, заверяют и в НАТО. После истории с российским Су-24 Альянс взял на себя роль своеобразного «куратора» всей нынешней турецкой военно-политической деятельности. Так, постпред США в Альянсе генерал-лейтенант Дуглас Льют подчеркнул, что пока он не видел никаких признаков, что Турция намерена как-либо ограничивать судоходство через проливы.

«В течение десятилетий Турция очень серьезно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции в Монтрё,  заявил американский представитель в НАТО.  Я полагаю, что ситуация не изменится».


А вообще о возможном «проливном шантаже» достаточно четко в свое время заявил министр иностранных дел СССР Андрей Громыко, который сказал, что для прохода в Средиземноморье Черноморскому флоту потребуется всего лишь пара залпов ракет, в результате которых, помимо Босфора, появятся еще два прохода, но, увы, не будет Стамбула.

Комментариев нет:

Отправить комментарий