четверг, 2 июня 2016 г.

«БАРГУЗИН» ВМЕСТО «МОЛОДЦА» КАК ОТВЕТ НА ПРО


Говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Тем не менее, иногда случаются ситуации, когда возврат к старому и целесообразен, и даже необходим.

Речь идет о БЖРК — боевых железнодорожных ракетных комплексах. В конце эпохи СССР наша страна обладала таким чудо-оружием. Причем термин "чудо-оружие" не ироничен. БЖРК "Молодец", несмотря на все сложности эксплуатации, стали тем еще геморроем для спецслужб нашего вероятного противника.

Сегодня вероятный противник в основном обзывается "партнером", но суть от этого не меняется ни на йоту. НАТО как подтягивалось к границам России, так и продолжает свое шествие в этом направлении, а система ПРО, как ни пытаются США убедить всех, что она направлена против Ирана, все больше стремится расположиться также у наших границ.


Президент Путин озвучил, что мы будем принимать адекватные меры для противодействия. Видимо, одной из таких мер и стало возрождение БЖРК. Конечно, совсем не в том виде, в каком они существовали в 90-е.

Небольшой экскурс в историю.

Советский ракетный комплекс 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ) стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

В состав БЖРК входил железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

— три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
— командный модуль в составе 7 вагонов;
— вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
— два тепловоза ДМ-62.

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО


В каждом из локомотивов несла дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировывались на гражданские составы, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имели по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения — по четыре колесных пары.

Даже со спутника было сложно отличить БЖРК от обычного смешанного состава. Единственное, что могло выдать БЖРК — это строенные локомотивы. Но со временем, были разработаны более мощные тепловозы, и локомотивов стало два. А для маскировки, тяжелые составы МПС СССР стали также комплектоваться двумя парами локомотивов.

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО


Гениальное творение советской инженерии. Его создали коллективы, руководимые братьями академиками РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и Алексеем Федоровичем Уткиным. Алексей Уткин создал сам стартовый поезд, а Владимир Уткин — ракету и пусковой комплекс. И с поставленной задачей они справились, оставив после себя оружие, равного которому в США так и не смогли создать. Это касается как БЖРК в целом, так и ракеты РТ-23.

Ракета РТ-23, по классификации НАТО — SS-24 "Скальпель".

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО


Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО.

Дальность стрельбы — 10100 км.
Длина ракеты — 23,0 м.
Длина пускового контейнера — 21 м.
Максимальный диаметр корпуса ракеты — 2,4 м.
Стартовый вес ракеты — 104,8 т.
Масса ракеты с пусковым контейнером — 126 т.

ТР-23 была твердотопливной, головная часть прикрывалась аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже — складывающийся). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона.

Вообще, при создании этого железнодорожного ракетодрома было зарегистрировано 512 изобретений и патентов. Перечислять их нет смысла, потому что займет слишком много места, а за каждым патентом стоит труд советских инженеров, успешно создавших уникальный боевой комплекс. Чего стоит только выдвижные сопла и обтекатели, подогнанные под размеры вагона, система отвода газов от полотна, система отвода контактных проводов, если пуск проводился с электрифицированного участка дороги.

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО


Странное устройство на крыше крайнего вагона: механизм отвода контактных проводов

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО


Гидравлические опоры, на которые приходилась нагрузка при выдвижении ракеты в пусковое положение

БЖРК "Молодец", немедленно стал головной болью для Пентагона. Для слежения за ними на орбиту вывели специальную группировку спутников, а в конце 80-х, когда БЖРК уже вышли на маршруты, из Владивостока в Швецию по железной дороге под видом коммерческого груза был отправлен контейнер со следящей аппаратурой. Однако советская контрразведка контейнер быстро "вычислила" и его сняли с поезда. Американский генерал Колин Пауэлл как-то признался создателю БЖРК академику Алексею Уткину: "Искать ваши ракетные поезда — все равно что иголку в стоге сена".

Парадоксально, но на отслеживание, точнее, на попытки отследить БЖРК, американцы в год тратили больше денег, чем у создателей ушло на разработку поезда. А "Молодцы" спокойно растворялись на безбрежных просторах нашей необъятной страны. И грозили "Скальпелями" потенциальным противникам.

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО


К 1991 году было развернуто три ракетные дивизии, укомплектованные 12 БЖРК: в Костромской и Пермской областях, Красноярском крае. В радиусе 1500 километров от места дислокации соединений было модернизировано железнодорожное полотно: деревянные шпалы заменили на железобетонные, уложили тяжелые рельсы, насыпи укрепили более плотной щебенкой.

Для полной маскировки такие работы велись и в других районах страны.

Вне боевого дежурства БЖРК находился в укрытии. Затем выдвигался в определенную точку железнодорожной сети и делился натрое. Локомотивы отводили пусковые установки к местам старта — обычно они располагались вокруг точки треугольником. Но вообще пуск мог быть произведен из любой точки маршрута.

В составе поезда была цистерна с топливом (также замаскированная под рефрижератор) и система трубопроводов, позволявшая заправлять локомотивы на ходу. Были там и спальные вагоны для расчета, запасы воды и продуктов. Автономность БЖРК составляла 28 суток.

Отработав пуск ракет в одной точке, состав отправлялся на следующую — их в Советском Союзе было более 200. За сутки БЖРК мог пройти свыше тысячи километров. Из соображений секретности маршруты прокладывали мимо крупных станций, а если уж миновать их было нельзя, то их ракетные поезда миновали без остановок и на рассвете, когда людей поменьше.

Поскольку БЖРК планировался как оружие ответного удара, в 1991 был проведен эксперимент "Сияние" — на воздействие электромагнитного излучения, и "Сдвиг". Последний имитировал ядерный взрыв килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 метрах от ракетного поезда взорвали 100 тысяч противотанковых мин, вывезенных со складов в восточной Германии и уложенных 20-метровой пирамидой.

На месте взрыва образовалась воронка диаметров 80 метров, уровень звукового давления в обитаемых отсеках БЖРК достиг болевого порога (150 децибел), одна из пусковых установок показала снятие с готовности. Но после перезагрузки бортового вычислительного комплекса запуск ракеты был произведен.

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три ракетных дивизии (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003 — 2007 годов были уничтожены все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».

Но "Тополь-М" не чета "Скальпелю" абсолютно. Да, более современный и защищенный, "Тополь-М" в десять раз уступает "Скальпелю" по мощности боевой части.

И вот, наконец, пришло известие о том, что в России начато возрождение БЖРК. Более того, 12 мая прошла информация о том, что начато производство компонентов нового поезда, который будет называться "Баргузин". И к 2020 году "Баргузины" встанут на боевое дежурство.

Конечно, развитие технологий сказалось на облике и составе нового БЖРК. Три (и даже два) мощных тепловоза скорее всего заменит один. Как вариант — газотурбовоз ГТ1-001 (локомотив с газотурбинным двигателем). На нем используется электрическая передача: газотурбинный двигатель, который работает на сжиженном природном газе, соединён с генератором, а вырабатываемый последним ток подаётся на электродвигатели, которые и приводят локомотив в движение.

Мощность газотурбовоза составляет 8,3 тыс. кВт, что является наибольшим значением показателя для данного типа локомотивов в мире.

РЖД приводит следующие характеристики испытанной модели: скорость до 100 км/ч, одной заправки хватает на 750 км, топливо — сжиженный природный газ.

7 сентября 2011 года ГТ1-001 поставил новый мировой рекорд, проведя грузовой состав по кольцу ВНИИЖТ весом 16 тысяч тонн (170 вагонов).

На вооружении одного БЖРК будет не одна, а 6 ракет. И один поезд будет приравнен к полку.

Ракетный комплекс РС-26, он же "Ярс-М", он же "Авангард", он же "Рубеж". В модификации именно для БЖРК это будет "Рубеж".

Ракета оснащается разделяющейся головной частью индивидуального наведения и имеет комплекс средств преодоления противоракетной обороны. Твёрдотопливная, трёхступенчатая, дальность полёта до 11 тыс. км, может оснащаться 4 боеголовками мощностью 150—300 килотонн.

"Рубеж" оборудован гиперзвуковыми маневрирующими боеголовками для прорыва даже перспективных систем ПРО. По оценке экспертов для поражения гиперзвуковой маневрирующей боеголовки РС-26 требуется не менее 50 противоракет SM-3 (привет, ПРО!).

Адекватен ли такой подход, вспоминая слова Путина? Уверен, что вполне. Наши "потенциальные п" подсчитали, что при рассредоточении 25 таких комплексов по территории нашей необъятной, возможность поражения БЖРК оценивается не более чем 10%. При условии использования ракеты типа "Воевода", либо аналогичной по точности и способности долететь. Чего у наших "потенциальных п" пока не наблюдается. Зато "Рубежи", способные лететь на 11 000 километров, вполне спокойно достигнут тех рубежей...

Что ж, будет о чем поговорить перед Конгрессом США, требуя новых и новых выделений средств "на оборону". Удачи, как говорится.

Если действительно к 2020 году на БД заступят "Баргузины", дышать нам будет немного полегче. Да, создать и построить все необходимое — дело весьма затратное. Но БЖРК — не авианосец. Проще будет, да и дешевле. А уж сколько удовольствия "потенциальным"...

В такие времена живем, к сожалению.

Жаль только, что братья Алексей и Владимир Уткины, наблюдавшие смерть своих детищ в разделочных линиях, любезно предоставленных нам американскими партнерами, этого не увидят.

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО


Владимир Федорович скончался в 2000 году, Алексей Федорович — в 2014-м.

Но если "Баргузины" сменят "Молодцев" на охране спокойствия нашей страны, значит, дело, которому гении из самой глубинки Рязанской области отдали всю свою жизнь, сделано.

Комментариев нет:

Отправить комментарий