суббота, 3 декабря 2016 г.

Америка покупает щит против России


Оба документа, одобренных нижней палатой конгресса на текущей неделе, регулируют, на какие конкретно цели в 2017 фискальном году будут распределяться бюджетные средства по двум важнейшим направлениям американской системы безопасности: на национальную оборону и разведку.

В обоих документах немало внимания уделено России, которая сегодня видится американским конгрессменам как одна из крупнейших угроз для США. Обоим бюджетным законопроектам предстоит пройти еще несколько инстанций, включая сенат и ряд комиссий конгресса, однако ожидать существенных изменений в документы не стоит.

Законопроекты по ассигнованиям на оборону и разведку на будущий год в определенном смысле могут подвести итоги президентства Барака Обамы в США.
Они позволяют судить, к чему пришло российско-американское взаимодействие в сфере безопасности после того как в 2014 году Крым перешел в состав России и началась «война санкций» между Кремлем и Вашингтоном.




Внимание СМИ особо привлек пассаж в оборонном документе, который запрещает выделение бюджетных средств «на любое сотрудничество между военными» России и США. Для восстановления контактов Пентагону нужно предоставить в конгресс доказательства, что Россия прекратила оккупацию территории Украины и посягательства на целостность этой страны, а также что Москва действует в соответствии с минским дипломатическим процессом. Впрочем, этот пункт повторяется во всех документах по ассигнованию денежных средств на оборону США с 2015 года.

В целом, основные идеи по заморозке военных контактов между двумя странами были реализованы конгрессменами в год «крымской весны»: после перехода полуострова в состав России в марте 2014-го.
В это время бюджет на 2014 фискальный год был уже составлен, поэтому изменения законодательства произошло только в 2015 году.
До 2015-го в документах говорилось в основном об отчетах: о выполнении Россией соглашения СНВ-III и об общей численности и состоянии баллистических ракет разной дальности. После стали увеличиваться число и серьезность запретов. В 2017 году конгресс, например, намерен заморозить $10 млн, которыми могла бы воспользоваться администрация президента США.

Так будет до тех пор, пока Белый Дом не предоставит конкретный план действий в случае расторжения Кремлем российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и обеспечит все необходимое для реализации этого плана. Кроме того, конгрессмены предлагают ограничить число наблюдательных полетов российской авиации над территорией США без специального разрешения.

Сотрудничество США с Россией в сфере военной атомной программы также попадает под запрет в 2017 году. Также по инициативе конгресса до 2027 года продлеваются запреты на обмен информацией о системах ПРО между США, Россией и Китаем.
В 2016 году билль об ассигновании на оборонные нужды требовал от Пентагона сообщать конгрессу о перемещениях, тестировании или продажи российских ракетных комплексов контейнерного типа Club-K (модификация корабельной системы «Калибр»). 

Ранее США высказывали опасения насчет Club-K в контексте военного сотрудничества РФ и сирийского руководства во главе с Башаром Асадом. В документе 2017 года о Club-K не говорится вообще. По какой причине конгрессмены больше не беспокоятся об этом ракетном комплексе, неясно. Впрочем, сегодня российское присутствие в Сирии американское руководство критикует не из-за ракетных комплексов, а из-за авиаударов по мирному населению Алеппо.
Кроме того, в 2017 году Пентагон, по идее конгрессменов, будет обязан отчитываться перед конгрессом за развитием оборонных связей между Россией и Ираном.

По мнению авторов пока не принятого документа, Россия осуществляет влияние на целый ряд государств, стараясь сократить влияние Запада и в регионе и по всему миру.
По этим данным, РФ принимает активное участие в украинском конфликте, поддерживая сепаратистов, которые воюют против ВС Украины. Конгрессмены призывают США способствовать усилению военного потенциала Украины с целью помочь ей противостоять российской агрессии и сепаратистам, поддерживаемых ей.
Россия также названа основным вызовом для НАТО, наряду с конфликтами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Таким образом, высказывается необходимость военного присутствия в Европы, чтобы у стран сохранялась возможность реагировать на агрессию России — явную и тайную.

О второй разновидности угроз конгрессмены тоже вспомнили только после 2014 года. Ежегодные законы об ассигновании средств на разведку — второй блок документов, который претерпел существенные изменения со смены статуса Крыма.
В документе на 2015 фискальный год закреплено, что все старшие должности в дипломатических учреждениях США на территории России должны занимать только граждане США, которые прошли проверку службы безопасности. Кроме того, конгрессмены обязали госдепартаменту составить план сокращения сотрудников посольств США в странах бывшего СССР, которые не являются американскими гражданами. На это давалось 180 дней.
Кроме того, в билле 2015 года (который уже получил статус закона) выдвинуто положение о «пункте сбора секретной информации с особым режимом хранения», которым должно быть оборудовано каждое диппредставительство США.

В документе об ассигнованиях на разведку на 2016 год уже было выдвинуто требование о проведении спецслужбами расследования относительно политических партий и негосударственных организаций, которые основаны при поддержке России на территориях бывшего СССР и странах Европы. Также в доклад должна была быть включена информация о деятельности отечественных спецслужб за границей с 2006 года, об их источниках финансирования, а также о возможных операциях.
Среди возможных «эффектов» деятельности российских спецслужб конгрессмены ожидали: дестабилизацию иностранных держав, подрыв противоракетной обороны США и НАТО в Европе, а также саботаж энергетических проектов, которые могут обеспечить альтернативу российской энергии.

Пока не одобренный законопроект об ассигновании на разведку на 2017 год требует создать отдельный подкомитет по борьбе со скрытым влиянием России на другие страны.
По мнению авторов инициативы, Кремль осуществляет скрытое влияние с помощью создания и финансирования лояльных политических и общественных организаций, манипуляций в СМИ, дезинформации, финансирования агентов влияния, а также убийств политических или общественных деятелей и терактов.

Также в законопроекте отмечается, что российским дипломатическим деятелям на территории США может быть запрещено совершать поездки дальше, чем за 40 километров от места службы. Однако если спецслужбы США подтвердят за день до этого, что в течение трех предыдущих месяцев дипломат не был замечен в нарушениях, запрет будет снят.
Собеседники «Газеты.Ru» из американского посольства в Москве ранее не исключали, что часть упомянутых правил уже вступили в силу, однако не смогли подтвердить это доподлинно. Об увольнениях российских граждан из состава посольства информации также пока нет.
Впрочем, в середине 2016 года здание посольства было обнесено новым забором, — существенно выше прежнего. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий