Паломнический тур по древним монастырям Абхазии.
В воскресенье 6 ноября мы отправились из Сочи на 2-х комфортабельных автобусах в Паломнический тур по древним храмам Абхазии. Паломников было 100 человек, а организатором нашего путешествия была Светлана Викторовна - директор Международной круизной компании. Мы выехали в 7-00 утра из Сочи, а вернулись обратно из Абхазии в 12-00 ночи - усталые и счастливые. Поездка была познавательной и интересной. Первая наша остановка была в Гагре у колоннады.
Мы там сфотографировались и погуляли в старом парке.
Потом мы поехали в Илорский храм, находящийся почти на границе с Грузией. Мы проезжали по городам Абхазии: Гагра, Гудаута, Пицунда, Новый Афон, Сухум, Очамчира... В Илоре нас встречал отец Сергий.
Илорский храм Не побоюсь сказать, что это место - Илор - является самым почитаемым для абхазов, которые стремятся посетить церковь Святого Георгия. Храм это однозальный, с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры, освещается с помощью пяти окон. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста. Этот храм выделяется среди зальных церквей Абхазии не только своими размерами и продуманностью архитектурных форм, но и художественными и конструктивными приемами, утверждающимися в первой половине XI века. Пропорции масс, стройность объемов, равно как и применение технических приемов, продиктованных условиями расположения здания, сближают его с зодчеством средневековой Грузии.
Одна из народных легенд рассказывает о причинах, послуживших поводом для строительства Илорского храма: «Некий местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, животное скрылось в зарослях, охотник преследовал его, и следы привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненного оленя, положившего голову на престол с высоченным крестом в алтаре, и понял, что животное находится под покровительством самого святого Георгия. Князь оставил жертву и приказал воздвигнуть на этом месте храм в честь этого святого».По свидетельству итальянского путешественника Арканджело Ламберти, посетившего Илорскую церковь в первой половине XVII века, и итальянского католического миссионера Кастеля, в средние века возле Илорской церкви устраивались большие ярмарки, на которые съезжались жители Абжуйской Абхазии и других районов Западной Грузии, привозя туда продукты сельского хозяйства и ремесел. На рисунках католического монаха Кастеля изображена сцена бойкой торговли вблизи Илорского храма.
Культ святого Георгия издавна переплетался здесь с культом быка. И итальянец Арканджело Ламберти оставил описание необычного обряда. На Пасху бык с золочеными рогами торжественно появлялся в церкви. Затем его убивали и ели, считалось, что его мясо обладает исцеляющей силой и сохраняется свежим в течение многих месяцев. А 21 октября (старый стиль), в день святого Георгия, бык чудесным образом оказывался в специально опечатанной церкви. Таинственное появление быка приписывалось силе Св. Георгия.
Следует сказать, что христианство и язычество в Абхазии всегда соседствовали и мирно уживались. Поэтому неудивительно, что храм построен рядом с одним из главных языческих святилищ Абхазии - Илор-ныха. В одной из легенд, записанной в конце 20-х годов XX в. Г. Ф. Чурсиным, говорится о том, что после смерти Св. Георгия люди разделили его кости. Там, где имеется кость этого святого - это место и есть святилище - аныха. Примерами постройки храмов на месте святилищ являются так же храм в с. Лыхны (Лых-ных) и в Пицунде (Лдзаа-ныха). О единстве и взаимосвязи всех святилищ Абхазии свидетельствует также широкое распространение у абхазов поверия о том, что одни святыни составляют долю других святынь, более древних и важных.
Во время турецкого ига Илорская церковь, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадала от пожара. В 1858 г. последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе отремонтировал церковь и отреставрировал древнюю ограду из булыжника. Церковь покрыли железом. Стены снаружи и внутри церкви оштукатурили, сохранив древнегрузинские надписи на алфавите «асомтаврули» и рельефы фасадной части храма.
В 20-е годы ХХ века храм закрыли, что, впрочем, не отразилось на его популярности среди паломников. Даже в эти годы здесь не прекращалось богослужение.
Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. В ризнице хранилась коллекция золотых и серебряных литургических сосудов, напрестольная массивная чаша из золота, пожертвованная Бедийскому храму царем Багратом III, серебряный складень с изображением святых воинов Дмитрия, Георгия и Феодора.
Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы, которые пожертвовал церкви мегрельский князь Леван Дадиани. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского, клятвопреступника постигало суровое наказание. Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.
В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика - святого Евстафия Апсильского. В 738 году, будучи правителем Апсилии, он был пленен арабским полководцем Сулейманом ибн-Исамом и мученически пострадал в городе Харане. Впоследствии у мощей Евстафия Апсильского происходили чудеса исцеления. И ныне в храме происходят чудеса - практически постоянно мироточат несколько икон.
Говорят, что если в Илорском храме в молитве попросить о чём-то, то это обязательно сбудется!..
МОКВСКИЙ ХРАМ
В селе Моква Очамчирского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг).
Моквский собор является единственным пятинефным крестово-купольным храмом, завершающим развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII - X веках в Пицунде. По сохранившимся отрывочным сведениям, собор изнутри был богато украшен. Стены его покрывала редкая по искусству фресковая живопись. Посетивший Мокву в 1659 году Патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был «расписан при Императоре Алексее Комнине при великом Абхазском царе Давиде» то есть в конце XI - начале XII века.
Моквский собор пользовался широкой известностью и часто посещался приезжими. В 1640 году здесь побывали русские послы и священник Павел Захариев, направлявшиеся к менгрельскому владетелю Левану II Дадиани. В своем отчете они записали: «...февраля на девятый день были мы в монастыре Моквском с Епископами Андреем и Максимом; показывали нам, Федоту да попу Павлу мученика Стефана Архидиакона: руки обе целые и ножные кости и крест того дерева, на котором Христос был распят».
В конце XVII столетия Моквский собор был покинут.
Известный кавказовед академик М.Броссе, посетивший Моквский собор в 1848г, писал: «Обширные размеры корпуса церкви, опутанного сетью ползучих растений, его кровля, превращенная в воздушный сад, его прекрасный купол, удлиняемый высокими стволами деревьев - все это приводит зрителя в удивление. Однако, к сожалению, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательной резьбой, обрушившиеся паперти приводат посетителя в уныние».
В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, абхазские военноначальники и д.р.
В 1920 году из Моквского собора было похищено и вывезено за границу ценное Евангелие, принадлежавшее Моквской архиепископской кафедре. Оно было написано на 328 листах и украшено миниатюрами и орнаментом, выполненными Моквским иноком Ефремом при Моквском Архиепископе Данииле в 1300 году. В 80-х годах XX века
Моквское Евангелие было возвращено в СССР и в настоящее время хранится в рукописном отделе музея Искусств Грузии в г. Тбилиси. В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся вновь. Шестого и седьмого октября, при официальном открытии, было отслужено Всенощное бдение и Божественная литургия..
ДРАНДСКИЙ СОБОРУже близился закат, когда мы добрались к третьему храму в село Дрында. Нас встретил отец Андрей и каждого входящего он благословил.
На северной окраине села Дранда Гульрипшкого района, на возвышенном плато, между построек Драндского Успенского монастыря, возвышается здание главного собора. Этот памятник относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами апсидам, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения - диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответствует два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение - нартекс с хорами на втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Он освещен 36 готическими окнами большой величины. Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых, частично сохранившимися до сих пор... Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям, краски, вообще, сохранились с удивительной свежестью... Внутри храма находятся две мраморные гробницы: одна под самым престолом, а другая у входа подле западных дверей, но в ней найдены только кости, обломки мрамора, гвозди и несколько кусков гладкой меди.
В 1860 году историк Д.Бакрадзе, посетив Драндский собор, сообщал, что он видел в храме «фресковое изображение Преображения Господня, а также несколько фресок, изображающих Спасителя и святых...» Со временем фрески разрушились, а при реставрации собора их не восстанавливали.
По мнению ряда исследователей Драндский собор, является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим. Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии.
Абхазская Епархия в перечне епархии Константинопольской Церкви, относящихся к VII веку, значится под 34 номером. Известны имена четырех драндских Епископов: Федора, жившего в первой половине XV века, Сабы (Саввы), отмеченного в надписи на одной из икон, найденных в Сванетии, Филиппа принимавшего в первой половине 1 XVI века участие в соборе, созванного по случаю падения нравственности в Имеретии, и Гавриила, вынужденного покинуть Дранду из-за включения этой территории в состав Абхазского княжества третьей четверти XVII века и скончавшегося в Иерусалиме.
В настоящее время, после проведения больших реставрационно-консервационных работ - собору возвращается его первозданный облик, и он доступен для верующих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий