В списке работ каждого заслуженного режиссера обязательно есть одна-две, а то и больше картин, ставших в свое время настоящими хитами. Но вряд ли эти режиссеры считались бы настоящими мастерами своего дела, если бы из всех их фильмов стоило бы смотреть лишь несколько.
К сожалению, часто мы уделяем время лишь знаковым работам, а знакомство с менее известными фильмами все время откладываем на потом. И, конечно, до этих достойных картин у нас так и не доходят руки.

«Дом на трубной», 1928 год

Фильмы.
кадр: Межрабпомфильм
Картина Бориса Барнета о том, как деревенская девушка оказалась в новой советской Москве, снималась в эпоху НЭПа. Это важное обстоятельство позволяет отнести фильм к той же сатирической линии, что и произведения Булгакова, Зощенко или Ильфа с Петровым. Сюжет фильма построен на том сочетании обстоятельств, что в глухой деревне слыхом не слыхивали о таком явлении, как профсоюз, и благодаря своей простоте бедная девушка становится фактически рабыней своего работодателя. Трогательный, поучительный и один из последних в эпохе немого кино фильм.

«Серенада трех сердец», 1933 год

Фильмы.
кадр: Paramount Pictures
Двое молодых людей влюбились в одну девушку, которая никак не может сделать выбор. Но ситуация чудесным образом разрешилась так, что все остались только в выигрыше. Удивительно, что в те годы, когда Голливуд славился своим ханжеством, заезжему режиссеру Эрнсту Любичу дозволили снять кино на столь щекотливую тему. Впрочем, опасения американцев когда-нибудь уронить свой кинематограф в бездну пошлости понятны теперь, когда глупые комедии собирают огромные кассы. Но в тот момент им было нечего бояться. Любич снял на редкость элегантное и остроумное кино на все века.

«Он», 1953 год

Фильмы.
кадр: Producciones Tepeyac
Непохожая на сновидческие картины позднего периода, эта лента весьма традиционна для творчества Бунюэля. Режиссер исследует взаимоотношения супругов, природу их непонимания: с точки зрения супруги её муж психопат, а она для него — развратница. В фильме рассказывается почти классическая история семейной идиллии, отравленной безумной ревностью. Главный герой крепко стоит на позиции абсолютной виновности окружающих и настолько сильно вызывает гадливые чувства, что Луис Бунюэль даже не смог дать ему имя и признать таким образом его право на существование.

«Одиночество бегуна на длинную дистанцию», 1962 год

Фильмы.
кадр: Woodfall Film Productions
«Свободное кино» Британии появилось в 50-е годы, когда экономический и политический кризис породил новое критическое течение национального искусства — «рассерженных молодых людей». Среди них был и начинающий режиссер Тони Ричардсон. Этот его фильм практически стал манифестом на тему «легко ли быть молодым», бросающим вызов прогнившим социальным идеям общества, в котором сильные подминают под себя слабых, а взрослые манипулируют детьми не ради их блага, а в угоду собственному тщестлавию.

«Девушки из Челси», 1966 год

Фильмы.
кадр: Andy Warhol
Для того, чтобы посмотреть это творение Энди Уорхола «правильно», нужно понимать, как позиционировал свои произведения он сам и какой смысл вкладывал в искусство в целом. Если разобраться, то по сути Уорхол создавал свои произведения практически «из мусора»: пустой поверхностной рекламы, яркого глянца и светящихся вывесок, создавая так называемый «поп-арт» — нечто единое целое, необычное и излучающее красоту нашего времени. Тогда необычный ход с двумя бессюжетными кинокартинами, уживающимися на одном экране в одно и то же время, будет вам приятен и понятен.

«Профессия: репортер», 1975 год

Фильмы.
кадр: Compagnia Cinematografica Champion
Во всех фильмах Микеланджело Антониони повествование настолько неторопливое, что многим даже кажется, будто в них ничего и не происходит. Но это и есть умная задумка выдающегося режиссера: на самом деле спокойное развитие сюжета в каждом его творении призвано показать что-то особенное. Для главного героя этой картины неспешная череда событий как нельзя лучше показывает его постепенное отстранение от собственной личности. И хотя в итоге ему удалось сбежать от призраков собственного прошлого, его настигли призраки прошлого чужого. Можно ли считать это успехом?

«Нэшвилл», 1975 год

Фильмы.
кадр: ABC Entertainment
Фильм Роберта Олтмена был очень благожелательно встречен не только американской, но и зарубежной критикой. Не слишком усложняя фабулу, режиссеру удалось познакомить зрителя с множеством персонажей, ни один из которых так и не стал в итоге главным. По признанию критиков, этот фильм похож на некое ажурное полотно, где переплетены десятки сюжетов и персонажей, но вопреки всем ожиданиям, полотно не провисает от собственной тяжести, а легко и весело колышется на теплом ветерке. Олтмен не раз удивлял кинематограф новыми идеями и концепциями, но эта работа стала одной из знаковых в его карьере.

«Американский друг», 1977 год

Фильмы.
кадр: Bavaria Film
Том Рипли – один из интереснейших персонажей в мировой литературе, образ которого трактуется разными кинохудожниками по-своему. В творчестве немецкого режиссера Вима Вендерса ключевыми мотивами являются влечение и отталкивание, восхищение и противоречие, согласие и спор во всем, что касается американской культуры. Так же и в этот криминальный рассказ он вложил собственные сугубо европейские проблемы некоммуникабельности и отчужденности в современном мире, и его Рипли в своем бессмысленном существовании непостижимо потерян и одинок.

«Отчаяние», 1978 год

Фильмы.
кадр: Bavaria Atelier GmbH
Пожалуй, это единственная экранизация, которая по тонкости, глубине, проблематике и совершенству формы наиболее близка к трудно поддающемуся адаптации произведению одного из лучших русских писателей. Набоковская мысль об отчаянии распадающейся личности, которая мечется как бы в чуждом для себя мире между бездной рождения и бездной смерти, приобретает дополнительные тона в чуть абсурдистско-сюрреалистической режиссуре Райнера Фассбиндера. А поиски успокоения в человеке, который на самом деле оказывается совсем на тебя не похожим, ведут лишь в тупик.

«Зеленый луч», 1986 год

Фильмы.
кадр: Les Films du Losange
Все картины Эрика Ромера, заслуженного «мастера комедий и поговорок» имеют легкий оттенок «лукавой басни» или «жизненной сказки», как выражаются критики. Сюжет о скромной одинокой девушке, мечтающей встретить настоящую любовь рисковал превратиться в безвкусную мелодраму, но под зорким руководством Ромера он стал затейливым, мудрым, веселым и естественным. Этот фильм уникален тем, что в отличии от прочих творений гениального француза в конце повествования он не только дарит легкое ощущение мистики, а заставляет почувствовать необыкновенное умиротворение в своем сердце.