понедельник, 4 января 2016 г.

5 декабря – 195 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)

Сын богатого Орловского помещика Шеншина и немки Каролины Шарлотты Фёт, будущий тончайший русский лирик родился 5 декабря 1820 года в отцовском имени Новоселки. До 14 лет он считался законным сыном, как вдруг выяснилось, что запись в родовой книге юридически ничтожна. Мальчик в один момент потерял все, включая фамилию отца. Так он стал Фетом и бастардом, отчего сильно страдал и решил положить жизнь на восстановление справедливости.
Несмотря на неприятности, Фет получил прекрасное образование. После немецкой школы в нынешней Эстонии, куда мальчика отправили родители, не желая его участия в унизительном разбирательстве, Афанасий посещал известный пансион профессора Погодина, который подготовил юношу к поступлению в Московский университет, на словесное отделение философского факультета. В университете Фет подружился с будущим критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым. Высоко оценил первые опыты поэта Гоголь, сказав: «Это несомненное дарование». В 1840 году, когда вышел первый сборник студента Фета «Лирический пантеон», он получил одобрение Белинского, законодателя мод в литературе.
Но Фета не оставляла мысль о возвращении дворянского звания. Он записался в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии. Через год получил звание офицера, но удача отворачивалась от него: оказалось, чтобы заслужить дворянство, надо дослужиться до майора. Тогда же Фет пережил и страшную личную трагедию. Его возлюбленная Мария Лазич умерла от ожогов, полученных не то от неосторожного обращения с огнем, не то в результате попытки самоубийства. В 1853 году Фета перевели в Новгородскую губернию. Теперь он мог бывать в Петербурге. Его имя вернулось на страницы журналов. Тургенев, всегда восхищавшийся Фетом, подготовил к печати новое издание его стихотворений (1856).
Когда в 1859 году чин майора наконец был выслужен, дворянство даровали уже полковникам. Отчаявшийся Фет вышел в отставку, женился немолодой дочери чаеторговца М.П. Боткиной и купил имение на своей родине, в Мценском уезде. Он целиком отдался сельскому хозяйству и слышать не хотел о литературе. Отношение к его поэзии современников выразил Чернышевский: «Все они (стихи Фета) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи».
Только в 1873 году Фету была пожалована дворянская грамота и возвращена фамилия Шеншин. Но к творчеству он вернулся лишь в 80-е годы – богатым орловским помещиком и владельцем особняка в Москве. В 1881 году вышел в свет перевод труда Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», выполненный Фетом. Он перевел Гете и Шиллера, Гейне и Мюссе, римских поэтов. Свои стихи Фет выпускал небольшими книжечками под общим названием «Вечерние огни». В 1888 году получил звание камергера двора. В 1890 году опубликовал два тома мемуаров «Мои воспоминания» (третий появился уже посмертно).
Фет тяжело болел и хотел покончить с собой, но скончался от апоплексического удара 3 декабря 1892 года в Москве.
***

Когда читала ты мучительные строки,
Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом
И страсти роковой вздымаются потоки,-
     Не вспомнила ль о чем?

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
     Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел,-
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
     Там человек сгорел!


Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем. 

(Афанасий Фет)

Комментариев нет:

Отправить комментарий