Существование Русского каганата признают многие историки. И хотя у нас мало источников, но археологические изыскания все же могут пролить свет на то, что же это было за государство - Русский каганат.
Когда существовал Русский каганат?
Большинство наших источников о начале русской истории написано много лет спустя после событий. Та же Повесть Временных Лет – произведение века XII (а ее предшественница, до нас не дошедшая, была создана около 997 года). Начало же истории нашего Отечества традиционно относится к IX веку.
Здесь возникает вопрос: насколько можно доверять текстам, записанным 200 лет спустя после событий? Поэтому вдвойне ценны источники, созданные одновременно с происходящими событиями. Одну из таких записей в 839 году в империи Людовика Благочестивого и сделал франкский епископ-хронист Пруденций. В ней говорилось, что вместе с послами от императора Византии Феофила прибыли и послы, называвшие себя росами.
Правитель же их носил титул кагана. Через несколько лет, титул кагана опять будут обсуждать на Западе правители двух сильнейших государств – Западно-франкского королевства и Византии. Франки знали только кагана аваров, а вот византийский император (письмо которого до нас не дошло) какого-то другого.
Более подробно о кагане русов пишут восточные географы, однако их сведения невозможно датировать точно: если у географа не было современных сведений, он мог легко вставить в рассказ описание столетней давности. Таким образом, точно можно сказать, что в 830-е годы на территории юго-востока современной Украины и Белгородской, Воронежской и Курской областей, существовал некий каганат русов.
Кто такой каган?
К титулам правителей в Средние века относились очень серьезно. Титулов добивались с помощью кровавых войн и долгих осад: достаточно вспомнить коронования германских императоров в Риме или систему местничества на Руси.
Поэтому к слову «каган» в источниках надо приглядеться более внимательно. Каган – титул правителя у кочевых народов, распространенный в евразийских степях 1-го тысячелетия нашей эры. Он обозначал такого правителя, который не только сам не подчинялся никому другому, но и властвовал над большим числом правителей (ханов) разных народов. Фактически это был император степняков. И у нас нет оснований думать, что кагана руссов именовали так не по делу (ни франкский король, ни византийский император не питали к кагану русов особой любви).
Значит, это было государство еще и довольно сильное и уважаемое. Может быть не так долго, но, очевидно, страх на соседей оно наводило. Правда здесь возникает другой вопрос: а какие были отношения кагана русов и кагана хазар? Пролить немного света на этот вопрос может археология.
Зачем строили белокаменные крепости?
На территории Русского каганата для того времени археологи фиксируют памятники Салтово-маяцкой культуры, или более точно, ее лесостепного варианта. Сама культура прочно связывается с хазарами, однако утверждать, что каждая археологическая культура соответствует определенному этносу нельзя.
Поэтому общность культурных артефактов может говорить о схожем образе жизни, но никак не о политических границах и войнах людей, населявших эту культуру, между собой. В этой связи интересно посмотреть на еще одну загадку, связанную с Русским каганатом: белокаменные крепости, остатки которых сохранились на берегах Северского Донца, Оскола и Дона.
В официальной историографии о них говорят мало и почти безоговорочно относят к хазарам (тем более, что часть из них была затоплена при создании Цимлянского водохранилища в советское время). Стоит обратить внимание на одну важную деталь: все крепости были построены на правых берегах рек, т.е. защищались реками с востока. Зачем хазарам было так придерживаться неудобного расположения крепостей неясно.
В определенный момент, который можно трактовать как 830-е – 850-е годы, эти крепости подвергаются нападениям и разрушаются. В то же время некоторые из них, расположенные на востоке – остаются целыми (одной из таких крепостей был Саркел, известный русским летописцам как Белая Вежа). Причина этих разрушений также неясна, некоторые ученые видят в ней гибель Русского каганата, другие относятся более скептически.
Полиэтничный каганат
Могильники, раскопанные археологами в пределах лесостепного варианта Салтово-маяцкой культуры, дают весомые подтверждения полиэтничности живших в этих крепостях людей. Среди них встречаются и кочевники и оседлые, люди с черепами разных типов (краниологический тип один из важнейших сейчас при определении этноса по скелету), похороненные по разным обрядам. Эти маркеры позволяют заключить, что в относительно короткий период времени (30 – 40 лет), на территории русского каганата проживали разные этнические группы, взаимодействуя и в целом мирно соседствуют друг с другом.
Славянские соседи
На основании вышеизложенных данных, известный археолог В.В. Седов считает, что населением Русского каганата были славяне. Однако эта гипотеза плохо согласуется как с этнонимом русы, так и с титулом каган. В то же время славянские погребения встречаются среди населения белокаменных крепостей, жители которых активно торговали со славянами. Но наиболее богатыми оказываются захоронения кочевников этого времени. К ним некоторые ученые относят аланов, иранское племя, известное на Кубани и востоке Северного Причерноморья с начала нашей эры. Возможно, именно аланы были господствующим слоем Русского каганата и именно их арабские географы называли русами. Впрочем, последнее утверждение спорно и едва ли будет доказано. Ведь споры об этническом происхождении русов ведутся уже не одно столетие.
Ремесла у кочевников?
Еще одной из загадок Русского каганата является наличие в крепостях ремесленных мастерских. Представить их себе у кочевников довольно сложно. Однако археология говорит обратное. Ремесленники, жившие в посадах крепостей, производили оружие, ювелирные украшения, предметы культа и бытовые вещи – посуду например. Еще меньше эти данные согласуются с гипотезой о принадлежности крепостей к хазарам. Те жили только транзитной торговлей и ничего не производили. Русы же сами, по свидетельствам арабов, делали отличные мечи и сабли, выкованные по сложным технологиям. Активно добывалось из болотной руды железо, развито было гончарное производство.
Монеты русского каганата
В нескольких кладах зарытых после 839 года были найдены несколько десятков поддельных арабских серебряных монет. Однако их на самом деле не подделывали, потому что вес в них серебра даже больше, чем в оригинальных. Для чего же тогда служили подделки?
Вполне обоснованной видится теория, что эти монеты-подражания арабским дирхемам, с именами несуществовавших халифов делали именно в Русском каганате. Более разумных объяснений этого феномена не предлагалось, однако, для ее подтверждения данных также недостаточно.
Русский каганат пока остается загадкой для историков, но возможно, некоторые из них в будущем будут решены. Это было бы очень интересно.
Русский каганат пока остается загадкой для историков, но возможно, некоторые из них в будущем будут решены. Это было бы очень интересно.
Скрыть комментарии
КОММЕНТИРОВАТЬ СТАТЬЮ
КОММЕНТИРОВАТЬ СТАТЬЮ
Покорив к началу 1240-х годов огромное пространство от Японского моря до Дуная, монголы вплотную подошли к центральной Европе. Они готовы были идти и дальше, но их продвижение неожиданно остановилось.
Сначала на Север
Первый западный поход монголов был осуществлен еще при жизни Чингисхана. Его венчает победа над объединенным русско-половецким войском в битве при Калке в 1223 году. Но последующее поражение ослабленной монгольской армии от Волжской Булгарии на некоторое время откладывает экспансию империи на Запад.
В 1227 году Великий хан умирает, но дело его продолжает жить. У персидского историка Рашид-ад-Дина мы встречаем такие слова: «во исполнение указа, данного Чингисханом на имя Джучи (старшего сына), поручил завоевание Северных стран членам его дома».
С 1234 года третий сын Чингисхана Угэдэй тщательно планирует новый поход, а в 1236 году на Запад выдвигается огромная армия по некоторым подсчетам достигающая 150 тысяч человек.
Во главе ее стоит Батый (Бату), но реальное командование поручается одному из лучших монгольских полководцев – Субэдею.
Как только реки оказываются скованными льдом, монгольская конница начинает свое движение в сторону русских городов. Один за другим капитулируют Рязань, Суздаль, Ростов, Москва, Ярославль. Дольше других держится Козельск, но и ему суждено пасть под натиском несметных азиатских полчищ.
Как только реки оказываются скованными льдом, монгольская конница начинает свое движение в сторону русских городов. Один за другим капитулируют Рязань, Суздаль, Ростов, Москва, Ярославль. Дольше других держится Козельск, но и ему суждено пасть под натиском несметных азиатских полчищ.
В Европу через Киев
Чингисхан планировал взять один из богатейших и красивейших городов Руси еще в 1223 году. Что не удалось Великому хану, получилось у его сыновей. Киев осадили в сентябре 1240 года, но только в декабре защитники города дрогнули. После покорения Киевского княжества уже ничто не сдерживало монгольскую армию от нашествия на Европу.
Формальной целью похода в Европу была Венгрия, а задачей – уничтожение половецкого хана Котяна, скрывающегося там со своей ордой. Как утверждает летописец, Батый «в тридцатый раз» предлагал венгерскому королю Беле IV изгнать из своих земель разбитых монголами половцев, но всякий раз отчаянный монарх игнорировал это предложение.
По мнению некоторых современных историков, погоня за половецким ханом и подтолкнула Батыя и Субэдея к решению покорения Европы или, по крайней мере, некоторой ее части. Впрочем, средневековый хронист Ивон Нарбоннский приписывал монголам гораздо более обширные планы:
«Они измышляют, что покидают родину то для того, чтобы перенести к себе царей-волхвов, чьими мощами славится Кёльн; то, чтобы положить предел жадности и гордыне римлян, которые в древности их угнетали; то, чтобы покорить только варварские и гиперборейские народы; то из страха перед тевтонами, дабы смирить их; то, чтобы научиться у галлов военному делу; то, чтобы захватить плодородные земли, которые могут прокормить их множество; то из-за паломничества к святому Якову, конечный пункт которого — Галисия».
«Дьяволы из преисподней»
Основные удары ордынских войск в Европе пришлись на Польшу и Венгрию. В дни Вербной недели 1241 года «дьяволы из преисподней» (так называли монголов европейцы) практически одновременно оказываются у стен Кракова и Будапешта.
Интересно, что победить сильные европейские армии монголам помогла тактика, успешно испробованная в битве при Калке.
Интересно, что победить сильные европейские армии монголам помогла тактика, успешно испробованная в битве при Калке.
Отступающие монгольские войска постепенно заманивали атакующую сторону глубоко в тыл, растягивая ее и разделяя на части. Как только наступал подходящий момент – основные монгольские силы уничтожали разрозненные отряды. Немаловажную роль в победах Орды сыграл «презренный лук», столь недооцениваемый европейскими армиями.
Так было практически полностью уничтожено 100-тысячное венгерско-хорватское войско, а также частично истреблен цвет польско-немецкого рыцарства. Теперь казалось, уже ничто не спасет Европу от монгольского завоевания.
Иссякающие силы
Попавший в плен к Батыю киевский тысячник Дмитра предупреждал хана о переходе через Галицко-Волынские земли: «не задерживайся в земле этой долго, время тебе на угров уже идти. Если же медлить будешь, земля сильная, соберутся на тебя и не пустят тебя в землю свою».
Карпаты войскам Батыя удалось пройти практически безболезненно, но прав был плененный воевода в другом. Действовать постепенно теряющим свои силы монголам в столь далеких и чуждых им землях нужно было крайне быстро.
По оценке российского историка С. Смирнова Русь во время западного похода Батыя могла выставить до 600 тысяч ополченцев и профессиональных воинов. Но решившее воевать в одиночку каждое из противостоящих нашествию княжеств пало.
То же самое касалось и европейских армий, которые многократно превосходя по численности войска Батыя, не смогли в нужный момент консолидироваться.
Но к лету 1241 года Европа начала просыпаться. Король Германии и император Священной Римской империи Фридрих II в своей энциклике воззвал «открыть глаза духовные и телесные» и «стать оплотом христианства против свирепого неприятеля». Однако сами немцы противостоять монголам не спешили, так как в это время конфликтующий с папством Фридрих II повел свою армию на Рим.
Тем не менее, воззвание немецкого короля было услышано. К осени монголы неоднократно пытались преодолеть плацдарм на южном берегу Дуная и перенести военные действия на территорию Священной Римской империи, но все неудачно. В 8 милях от Вены, встретившись с объединенным чешско-австрийским войском, они были вынуждены отступить назад.
Суровые земли
По мнению большинства отечественных историков, монгольское войско основательно ослабило свои ресурсы при захвате русских земель: его ряды поредели примерно на треть, а поэтому к завоеванию Западной Европы оно оказались не готово. Но были и другие факторы.
Еще в начале 1238 года при попытке захватить Великий Новгород войска Батыя были остановлены на подступах к городу отнюдь не сильным противником, а весенней распутицей – монгольская конница основательно вязла в заболоченной местности. Но природа спасла не только купеческую столицу Руси, но и многие города восточной Европы.
Непроходимые леса, широкие реки и горные хребты зачастую ставили монголов в сложное положение, вынуждая совершать утомительные многокилометровые обходные маневры. Куда подевалась небывалая скорость передвижения по степному бездорожью! Люди и кони серьезно уставали, и более того – голодали, не получая длительное время достаточного количества пищи.
Смерть за смертью
Несмотря на серьезные проблемы, с наступлением декабрьских морозов монгольская армия всерьез собиралась продвигаться вглубь Европы. Но случилось непредвиденное: 11 декабря 1241 года умер хан Угэдэй, что открывало прямой путь к ордынскому престолу Гуюку – непримиримому врагу Батыя. Военачальник повернул основные силы домой.
Между Батыем и Гуюком начинается борьба за власть, закончившаяся смертью (или гибелью) последнего в 1248 году. Недолго правил и Батый, почив в 1255 году, также быстро из жизни ушли (вероятно, отравленные) Сартак и Улагчи. Нового хана Берке в наступившее смутное время больше заботит стабильность власти и спокойствие внутри империи.
Накануне Европу захлестнула «черная смерть» – чума, которая по караванным путям добралась и до Золотой Орды. Монголам будет еще долго не до Европы. Их более поздние западные походы уже не будут иметь такого размаха, какой они приобрели при Батые.
Миниатюра: Solongo Monkhooroi
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ
КОММЕНТИРОВАТЬ СТАТЬЮ
КОММЕНТИРОВАТЬ СТАТЬЮ
Артур Конан Дойль оставил после себя множество загадок, которые он любил не меньше, чем его знаменитый персонаж Шерлок Холмс. «Пилтдаунский человек», феи из Коттингли – знаменитые фальсификации XX века связаны с его именем.
1
Скрывая благородство
Пожалуй, одной из самых главных загадок Конана Дойля нашего времени, является то, каким был тот человек, создавший классический образ детектива, давший всему миру поверить в выживших динозавров и существующих фей. Человек, который получив классическое медицинское образование, столь страстно искал доказательства "проклятья фараонов" и не менее яростно защищал спиритизм.
А был он, по воспоминаниям сына, рыцарем, припозднившимся во времени. По словам Адриана, детство "сэра Найджела Лоринга" - героя исторического романа Дойля, рыцаря на службе короля Англии в самом начале Столетней войны ( то есть, в золотую эпоху рыцарства), было во многом автобиографичным. Единственное различие состоит во времени и месте действия, каковое из древней обители предков превратилось в скромное жилище на Либертон-бэнк.
Сама атмосфера дома "дышала рыцарским духом". Его мать была архитектором, талантливой рассказчицей и страстной почитательницей древностей. Как пишет Адриан, Артур Конан Дойль начал разбираться в геральдике "раньше, чем освоил латинское спряжение". Он был знаком со всей своей родословной, включая самые незначительные ответвления рода за шесть предшествующих столетий. И что самое важное, как главное мерило всех земных ценностей, ему был привит кодекс рыцарства, характерный для далекого XV века. Так, он мог закрыть глаза на испорченную собственность или срыв своих экспериментов, но даже своему сыну не спустил бы с рук непочтительного отношения со служанкой.
Тот же рыцарский кодекс он применил на свое отношение к спиритуализму. Как и "истинные" рыцари, когда-то защищавшие католическую веру, он без остатка отдал себя своему мистическому увлечению и его проповеди.
За рыцарским кодексом последовали и титулы. Как истинный аристократ, Конан Дойль относился к ним с пренебрежением, долго отказываясь от звания пэра, во имя спиритуализма, и никогда не именовавший себя "сэром". Лишь после смерти его семья узнала, что он был кавалером Короны Италии. Артур Конан Дойль не любил раскрывать свои загадки.
2
Кем был Шерлок Холмс?
Вопрос, кто стал прототипом для легендарного Шерлока Холмса, и по сей день вызывает немало дискуссий. Принято считать, что им был Джозеф Белл, профессор Эдинбургского университета, где Конан Дойль получал медицинское образование. Этот человек был известен своей способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека. Вроде все сходится. Однако стоит ли игнорировать мнение самого писателя по этому вопросу: "Если Холмс и существует, то, должен признаться, это я сам и есть".
Эта фраза якобы вычленена из личной беседы Артура с американским журналистом Хейдоном Коффином. И даже, если сама она, возможно, не более чем "журналистская утка", достаточно ознакомиться с образом жизни писателя, чтобы понять - если это и выдумка, то она недалека от истины.
По воспоминаниям его сына, в дедукции писателю не было равных. И он часто применял свои способности на практике: "Путешествуя с отцом по европейским столицам, более всего мне нравилось ходить с ним по знаменитым ресторанам и выслушивать его бесстрастные замечания о характерах, занятиях, увлечениях и других подробностях жизни посетителей, подробностях, совершенно скрытых от моего взора".
Не менее своего персонажа Конан Дойл любил загадки, яркие детективные дела, а главное их раскрытие. Причем, как и Шерлок, в своем стремлении найти истину, он совершенно забывал обо всем на свете, включая собственную внешность: "подчас можно было увидеть на ступенях клуба Атенеум величественную с головы до пят фигуру Конан Дойла, если не считать чересчур маленькой для его массивного черепа шапочки сына, которую он небрежно нахлобучил на макушку". Такая небрежность обычно говорила о том, что он столкнулся с какой-то тайной, легендой или интригой, которая немедленно требует разъяснения. Его сын Адриан описывает занятный случай, когда во время работы над одним "убийством" (дело касалось молодого человека, исчезнувшего при обстоятельствах, не оставивших у полиции сомнений, что даже тело было уничтожено), он встретил отца обутого в черный и коричневый башмак. Он был настолько сосредоточен на своих версиях, что его "серьезный" вид не внушал злоумышленнику ничего хорошего. И правда, вскоре обнаружилось, что пропавший юноша цел и невредим и скрывается в Ливерпуле.
Не менее своего персонажа Конан Дойл любил загадки, яркие детективные дела, а главное их раскрытие. Причем, как и Шерлок, в своем стремлении найти истину, он совершенно забывал обо всем на свете, включая собственную внешность: "подчас можно было увидеть на ступенях клуба Атенеум величественную с головы до пят фигуру Конан Дойла, если не считать чересчур маленькой для его массивного черепа шапочки сына, которую он небрежно нахлобучил на макушку". Такая небрежность обычно говорила о том, что он столкнулся с какой-то тайной, легендой или интригой, которая немедленно требует разъяснения. Его сын Адриан описывает занятный случай, когда во время работы над одним "убийством" (дело касалось молодого человека, исчезнувшего при обстоятельствах, не оставивших у полиции сомнений, что даже тело было уничтожено), он встретил отца обутого в черный и коричневый башмак. Он был настолько сосредоточен на своих версиях, что его "серьезный" вид не внушал злоумышленнику ничего хорошего. И правда, вскоре обнаружилось, что пропавший юноша цел и невредим и скрывается в Ливерпуле.
3
«Конан Дойль заговорил»
Артуру Конан Дойлю приписывают фразу, сказанную в последние его дни: «В моей жизни было много приключений, но самое большое и славное ждет меня впереди» . Знаменитый писатель, несмотря на свое медицинское образование был всецело поглощен спиритизмом. Считается, что он увлекся им после смерти своего отца, который много пил и окончил свои дни в психиатрической клинике, утверждая, будто слышит "голоса с того света". По другой версии, на путь медиума писателя толкнула смерть его сына во время Первой мировой войны. Но, возможно, более основательной причиной стала мода английского общества XIX - начала XX века коротать вечера за "кручением столов". Хотя, увлечение Артура явно было большим, чем простой данью моде. Он с характерной для него увлеченностью погрузился в историю спиритизма, издав на эту тему не один фундаментальный труд, наиболее известный из которых "История спиритизма".
Доказательства "жизни после смерти" и возможности общения с духами, Конан Дойль искал в науке, в новейших археологических открытиях, так упорно выступая за существования "проклятий фараонов". Спиритизм косвенно приблизил его кончину. Артур Конан Дойль колесил по миру, читая лекции и выступая в защиту религии Аллана Кардека. Это окончательно подорвало без того некрепкое здоровье. Он умер 7 июля 1930 года от сердечного приступа.
Вопрос как человек с медицинским образованием столь яро верил в существование фей и привидений, возможно, так и останется тайной, или однажды одно из поколений его биографов все-таки сможет найти на него ответ. Но важно даже не это. Артур Конан Дойль увлекся мистицизмом будучи уже состоявшимся и широко известным человеком. В результате, его имя и увлечение дали многочисленные возможности для спекуляций. Или мифов. Так, долгое время ходили слухи, что писатель после смерти являлся своей семье в виде привидения. Основывается он якобы на дневниках его вдовы с интригующим названием "Конан Дойль заговорил", которая, впрочем, разделяла увлечения мужа.
4
Феи из Коттингли
Помимо истории спиритизма, Конан Дойль увлекался и "паранормальной фотографией", собирая произведения этого жанра, начиная с середины XIX веке, и на свой манер проверяя их подлинность. Среди всех экземпляров, с которыми ему удалось столкнуться, были и знаменитые фотографии фей из Коттингли, которых якобы смогли сфотографировать две девочки-подростки: Элси Райт и Фрэнсис Гриффит.
Эта история началась весной 1917 года, когда две двоюродные сестры объяснили своим матерям причины своего долгого отсутствия тем, что они играют с феями у местного ручья. После того, как взрослые им не поверили, девочки в качестве доказательства попросили у отца фотоаппарат и сделали пару снимков, на которых были изображены хороводы фей и представители "маленького народца" поодиночке. В Англии начала XX века фольклорная традиция была еще сильна, поэтому, фотографии, попавшие на страницы журнала "Strand Magazine" получили большой резонанс. Одним из их самых ярых поклонников был и Конан Дойль, который, впечатленный связью девочек с "потусторонним", написал книгу "Явление фей". В ней он был весьма категоричен, утверждая: "Есть целый народец, который может быть столь же многочисленным, как и человеческий род, который ведет свою собственную жизнь и отделён от нас неким различием в вибрациях." И это несмотря на то, что на его запрос о подлинности фотографий известный физик Оливер Лодж сказал категоричное нет.
Эта история началась весной 1917 года, когда две двоюродные сестры объяснили своим матерям причины своего долгого отсутствия тем, что они играют с феями у местного ручья. После того, как взрослые им не поверили, девочки в качестве доказательства попросили у отца фотоаппарат и сделали пару снимков, на которых были изображены хороводы фей и представители "маленького народца" поодиночке. В Англии начала XX века фольклорная традиция была еще сильна, поэтому, фотографии, попавшие на страницы журнала "Strand Magazine" получили большой резонанс. Одним из их самых ярых поклонников был и Конан Дойль, который, впечатленный связью девочек с "потусторонним", написал книгу "Явление фей". В ней он был весьма категоричен, утверждая: "Есть целый народец, который может быть столь же многочисленным, как и человеческий род, который ведет свою собственную жизнь и отделён от нас неким различием в вибрациях." И это несмотря на то, что на его запрос о подлинности фотографий известный физик Оливер Лодж сказал категоричное нет.
Разоблачение мистификации произошло лишь в 80-х годах XX века, когда Элси и Фрэнсис признались, что феи на фотографиях были нарисованы и закреплены шпильками от шляп. Правда, их показания постоянно менялись: то они утверждали, что фотографии фальшивые, а феи настоящие; то, что феи были лишь способом оправдаться перед родителями за свои опоздания, а потом девочки просто побоялись родительского гнева за обман, и разочарования их "любимого писателя Артура Конан Дойля". В своем интервью Френсис заявила: «Я никогда не считала мошенничеством нашу с Элси проделку — мы просто валяли дурака. У меня до сих пор не укладывается в голове, как можно было нам верить всерьёз — это делали те, кому хотелось всерьёз верить».
И все же, напоследок, фотографы-любители оставили своим поклонника надежду на сказку. Так, спустя несколько лет после разоблачительного интервью и после смерти Фрэнсис, Элси Хилл решительно заявила: "Феи из Коттингли были на самом деле".
5
"Пилтдаунский человек"
Имя Артура Конан Дойля было замешено не только в "психических" мистификациях, но и в научных. Речь идет о знаменитом деле "Пилтдаунского человека" - недостающего звена в дарвинской цепочке эволюции.
Открытие принадлежало археологу любителю Чарльзу Доусону, который 15 февраля 1912 года сообщил в Британский музей, что в гравийном карьере в Пилтдаутене обнаружил череп массивного человекоподобного существа. Его открытие провел ученый Смит Вудворд, подтвердивший, что останки принадлежат неизвестному ранее человекоподобному существу. Новый вид получил название «Eoanthropus dawsoni» («Человек рассвета Доусона»). Вместе с Доусоным они продолжили раскопки, и нашли другие свидетельства «прачеловека»: ещё больше фрагментов черепа, челюсть с двумя зубами, разнообразные окаменелости животных и примитивные каменные орудия труда.
По предварительному результату, было установлено, что этот человек жил на британской земле около миллиона лет назад. Это был древнейший представитель "homo" в Англии. Находка была настолько сенсационной, что решили пренебречь необходимыми в данном случае тестами. Как писал потом Майлз Рассел в своей книге "Пилтдаунский человек: Секретная жизнь Чарльза Доусона и крупнейшая мировая археологическая мистификация»: "Никто не сделал никаких научных тестов. Если бы их сделали, то сразу бы заметили химическое состаривание зубов и то, что они подточены. Было очевидно, что это ненастоящий артефакт".
Правда открылась уже после смерти Доусона в 1916 году. Мало того, что на паре находок доказательства существования пилтдуанского человека закончились, так и еще при ближайшем рассмотрении оказалось, что найденные "обезьяноподобные зубы" нижней челюсти не соответствуют верхней, которая подозрительно напоминала строение черепа современного человека. Вскоре выяснили, что пресловутый пилтдаунский человек оказался конструкцией из останков обезьяны и человека.
До сих пор неизвестно, кто создал знаменитую мистификацию, поставившую на уши весь научный мир. По одной из версий, ее автором был Артур Конан Дойль, который, как и Доусон, был страстным любителем древностей, но с последним состоял в натянутых отношениях. Более того, он долгое время жил недалеко от Пилтдауна. Исследователи также нашли много точек соприкосновения с его романом "Затерянный мир "и пилтдаунским делом.
Из романа "Затерянный мир":
" - Ну, а кости?
- Первую он извлёк из рагу, вторую смастерил собственными руками. Нужны только известная смекалка да знание дела, а тогда всё что угодно сфальсифицируешь — и кость и фотографический снимок".
Одним из вероятных мотивов считают его увлечение спиритизмом и стремление показать несовершенство науки. Но защитники писателя утверждают, что в таком случае, он бы не стал скрывать свой триумф.
" - Ну, а кости?
- Первую он извлёк из рагу, вторую смастерил собственными руками. Нужны только известная смекалка да знание дела, а тогда всё что угодно сфальсифицируешь — и кость и фотографический снимок".
Одним из вероятных мотивов считают его увлечение спиритизмом и стремление показать несовершенство науки. Но защитники писателя утверждают, что в таком случае, он бы не стал скрывать свой триумф.