Ко Дню ВМФ. На заре русского флота
- 26 июля Россия отмечает День Военно-Морского Флота. Обычно создание регулярного российского военно-морского флота связывается с именем Петра Первого, поскольку именно Петр, с помощью приглашенных иностранных (преимущественно, голландских) специалистов, начал строительство Балтийского флота. Однако первые корабли, созданные по европейскому образцу, появились в России значительно раньше восхождения на престол Петра Первого. И это – если не вспоминать о традиционных старорусских флотилиях, которые ходили в военно-морские походы еще на заре истории русской государственности. Наиболее развито судостроение было в Новгородской земле. В северных морях строились небольшие суда – кочмары, осиновки, карбасы, на которых поморские купцы осваивали Мурманский край. Для более длительных морских походов было создано судно типа «коч». Это было однопалубное плоскодонное парусное судно длиной от 16 до 24 метров и шириной от 5 до 8 метров, с мачтой и прямым парусом, который шили из кож. Однако самым большим морским судном, использовавшимся поморскими мореплавателями, была морская ладья. Трехмачтовая ладья могла перевозить груз до 200 тонн и даже немного превосходила по водоизмещению знаменитую «Санта-Марию» - корабль Христофора Колумба, на котором прославленный путешественник открыл Вест-Индию. Однако, несмотря на очевидные успехи поморов в кораблестроении, конкурировать с европейскими морскими державами они не могли. Регулярный военно-морской флот у русских княжеств также отсутствовал, что было вызвано и отсутствием выхода к теплым морям – Черному и даже Балтийскому. Но, по мере освобождения от татаро-монгольского ига, преодоления феодальной раздробленности Руси и формирования централизованного российского государства под властью царя, росла и потребность молодого государства в укреплении внешних экономических связей с другими странами Европы и Азии, в том числе – и в развитии морского сообщения, что само по себе создавало необходимость строительства не только торгового, но и военного флота.
Каперы Ивана Грозного
Так, в XVI веке, по мере расширения территории Русского государства, началось освоение Каспийских и Балтийских торговых путей. Царь Иоанн IV принял решение создать на Балтийском море каперский флот, рассчитывая, что он сможет защитить нарвский торговый путь. Но поскольку у Русского государства отсутствовали и квалифицированные судостроители, и квалифицированные моряки, и техническая база для строительства собственного флота, Иван Грозный принял решение нанять каперов – моряков, нанимавшихся вместе с кораблями на службу к государям различных государств. Благо, в рассматриваемый период недостатка в «бесхозных» матросах и капитанах в Европе не было. В 1569 г. на Нарвском торговом пути появились первые каперы, которыми командовал Карстен Роде – профессиональный корсар, немец по национальности, бывший подданным Дании и происходивший по рождению из крестьянской республики Дитмаршен. Прежде Роде имел собственное судно, занимался торговлей и возил товары в Любек, однако затем в качестве капера поступил на службу к датскому королю Фредерику II. В это время Дания вела боевые действия со Швецией, Швеция же была и одним из основных противников Русского государства на Балтике. Роде, перейдя к ливонскому герцогу Магнусу, затем оказался на службе у Ивана Грозного. В марте 1570 г. Роде получил от государя Ивана Грозного специальную грамоту, в которой царь указывал на необходимость защиты торговых путей от нападений польских каперов, занимающихся разграблением торговых кораблей. Нападения польских каперов наносили большой ущерб русско-европейской торговле и были столь частыми, что побудили государя выделить средства на найм собственных каперов. Корсар Карстен Роде выбрал в качестве базы для своего флота остров Эзель, точнее – город Аренсбург (Кингисепп), бывший весьма удобным портом, расположенным на Балтийском море. Иван Грозный выделил каперу Роде деньги на приобретение пинка, вооруженного тремя чугунными пушками, десятью малыми орудиями – барсами, восемью пищалями и двумя боевыми кирками, которые применялись для пролома бортов вражеских кораблей. На русские же деньги Роде нанял и 35 матросов и судовых офицеров. В соответствии с договором, Роде обязался передавать каждый третий захваченный им корабль России, десятую часть захваченной добычи также передавать русским властям, а ценных пленных передавать московским приказным людям. При этом члены экипажа добычу между собой не делили, а получали фиксированное жалованье. Команды своих кораблей Роде набирал из числа датских профессиональных моряков, а также поморов и архангельских стрельцов и пушкарей.
Появление подконтрольного Москве каперского флота в акватории Балтийского моря вызывало большие опасения Швеции, Дании, Речи Посполитой и других держав региона, не заинтересованных в появлении у Русского государства собственного военного флота. Конкуренты России в Балтийском море вполне справедливо усматривали в появлении русского военного флота на Балтике большую опасность для своих военно-политических, экономических и торговых позиций в регионе. Для поимки Роде и уничтожения его эскадры высылались шведские и польские флотилии, но свой боевой путь прославленному корсару пришлось закончить по вине своих соотечественников – датчан. В октябре 1570 г. Роде был арестован в Копенгагене и помещен в тюрьму по обвинению в нападении на датские торговые суда. О дальнейшей судьбе первого «московского адмирала» ничего неизвестно. Впоследствии, в результате войн с Ливонским орденом, Швецией и Речью Посполитой, Россия лишилась выхода к Балтийскому морю, потеряв ранее приобретенные территории. После этого на значительный промежуток времени Москва была вынуждена отказаться от планов по строительству военно-морского флота в Балтийском море. Единственным путем, через который Россия могла осуществлять морское сообщение с европейскими странами, оставались северные моря. Кроме того, развивалось речное судоходство, в первую очередь – строительство судов на Дону и Волге, поскольку южное направление также рассматривалось в качестве приоритетного.
«Фредерик» - первый корабль, построенный на территории России
В XVII веке растущие потребности страны в морском сообщении актуализировали и необходимость строительства современного флота, который по своим характеристикам не уступал бы флотам европейских государств. Ведь налаживались торговые связи с портовыми городами Западной Европы, с Персией, и их транспортное обеспечение требовало развития морского дела и судостроения. Однако собственных специалистов, способных организовать постройку современных кораблей и их спуск на воду, в России не было. Поэтому власти страны решили воспользоваться моментом и заимствовать технологию строительства и эксплуатации современных кораблей у иностранцев. Тем более, что для этого сложились благоприятные обстоятельства. Так, в 1634 г. ко дворцу царя Михаила Федоровича Романова прибыло голштинское посольство. Герцог Гольштейна Фридрих III собирался развивать торговлю с Персией, а ближайший путь мог лежать только через Россию. Поэтому монарх Гольштейна собирался договориться с русским царем о транзите через российскую территорию голштинских торговых экспедиций. Также в задачи голштинского посольства входило заключение договора о постройке на Волге десяти кораблей, на которых голштинские купцы могли бы возить товары в Персию. Русские власти восприняли идею голштинского герцога позитивно, поскольку рассчитывали заимствовать у иностранных мастеров технологию судостроения. Получается, что обстоятельства складывались для развития российского флота благоприятно, и оставалось только оказать голштинцам необходимое содействие в постройке судов.
Сражение у острова Котлин – первый морской бой
Однако между спуском на воду «Фредерика» и строительством корабля под гордым названием «Орел» история русского флота также была насыщена вполне славными событиями. Так, 22 июля 1656 года произошло знаменитое сражение у острова Котлин, которое считается первой официально документированной победой русского флота на море в Новое время. Как известно, в 1656-1658 гг. шла русско-шведская война. Учитывая географическое положение шведских земель, к участию в боевых действиях были привлечены гребные флотилии, причем они действовали с обоих сторон.
Афанасий Ордин-Нащокин и русский флот
К моменту русско-шведской войны 1656-1658 гг. относится и начало серьезной работы по строительству Балтийского флота. В Царевичеве Дмитриеве городе началось строительство судостроительной верфи, на которой предполагалось создать флотилию для плавания по Балтийскому морю. Руководил строительством верфи боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин – Нащокин – одна из наиболее знаменательных фигур на заре русского кораблестроения. Афанасий Лаврентьевич Ордин – Нащокин (1605-1680) по происхождению не был боярином, а относился к мелкопоместным дворянам. Он родился в Северо-Западной России, поскольку именно в Псковском и Торопецком уездах находились небогатые поместья его отца Лаврентия. По преданию, дальний предок Нащокиных прибыл в Россию из Италии. Итальянский дук Величка, прибыв в Россию, принял крещение в православии и получил имя Дмитрий и прозвище Красный. Сын Дмитрия Красного Дмитрий Нащока получил свое прозвище после того, как был ранен в щеку во время тверского восстания 1327 г., когда горожане поднялись против золотоордынского посла Шевкала. Потомки Дмитрия Нащоки получили фамилию Нащокины, а двойная фамилия была связана с прозвищем Орда у Андрея Нащокина, который погиб в бою под Оршей. Лаврентий Ордин – Нащокин постарался дать сыну хорошее образование, причем выучил его немецкому языку, латыни и математике. Афанасий, отличавшийся способностями и целеустремленностью, самостоятельно освоил также польский и валашский (румынский) языки. Он прекрасно разбирался в современной ему политической ситуации, что позволило применять способности на практике. В 1642 г. Афанасий участвовал в установлении новой русско-шведской границы.
Неудачная судьба корабля по имени «Орел»
Афанасию Ордину-Нащокину удалось получить разрешение царя Алексея Михайловича Романова на строительство русского флота на Волге, после чего он пригласил иностранных специалистов по судостроению. Выбор пал на голландцев, хорошо известных своими навыками в судостроении и судовождении. В числе приглашенных специалистов был полковник Корнелиус ван-Буковен, которому поручалось непосредственное руководство процессом судостроения, а также корабельные мастера Гельц, подполковник ван-ден-Стрек и Минстер. Для помощи голландским специалистам выделялись тридцать русских плотников, четыре кузнеца и четыре пушкаря. Иностранные специалисты прибыли в село Дединово Коломенского уезда, расположенное на Оке, где открылась судостроительная верфь. Дединово было избрано в качестве места создания первой государственной судостроительной верфи, прежде всего, по той причине, что длительное время именно здесь строились суда, ходившие по Волге, находились квалифицированные мастеровые, имевшие опыт в строительстве стругов. Строительство верфи финансировалось Приказом Большого прихода – государственной структурой, ставшей предшественником Адмиралтейства Петровской эпохи. Приказ Большого прихода не только изыскивал государственные средства для финансирования судостроения, но и отвечал за вербовку квалифицированных мастеровых, поставку инструментов, строительных материалов и оборудования. Для оснащения верфи инструментами было закуплено за границей 2 железных домкрата, 4 молота, пилы и прочие инструменты. Была организована выписка на судоверфь в Дединово мастеров со всей страны – казанских якорных мастеров, рязанских кузнецов, московских токарей. Фактически верфь в Дединово была превращена в передовое для России тех лет промышленное предприятие, имевшее вид западноевропейской мануфактуры – с четким разделением труда, упорядоченной системой управления, постепенной механизацией хотя бы части проводимых работ по строительству судов.
На Дединовской верфи в 1667 г. началось строительство военных кораблей, которые должны были нести службу по охране русских торговых судов в Каспийском море. Первоначально было решено построить фрегат, который был заложен 14 ноября 1667 г. Это было двухпалубное и трехмачтовое судно, длиной в 24,5 метра, шириной в 6,4 м. и с осадкой в 1,5 метра. Именно строящийся фрегат стал первым русским кораблем, сооружаемым с соблюдением всех предписаний тогдашнего судостроения. Прототипом для строящегося фрегата послужили пинасы – вооруженные суда Голландской Ост-Индской компании, строившиеся для боевых действий в южных морях и активно использовавшиеся в первой половине XVII века. В январе 1668 г., вслед за фрегатом, на верфи началось строительство 18-метровой яхты, а чуть позже – еще нескольких более мелких судов. Непосредственное руководство строительными работами осуществлял голландский мастер Ламберт Гельц, а русскими плотниками руководили дворянин Яков Полуектов и подьячий мытной избы Степан Петров. Лес для кораблей заготавливали в Коломенском уезде, а железо доставлялось с тульских и каширских заводов. В январе 1668 г. было сооружено дно и стороны первого корабля, а в марте 1668 г. в Дединово затребовали живописца и резчика для художественного оформления корпуса судна. Несмотря на то, что в мае 1668 г. корабль был спущен на воду, работы по его художественной отделке продолжались, и корабль пережил зиму в Дединове на верфи. Историк флота В.А. Дыгало так описывает спуск на воду корабля «Орел»: «на торжество прибыл настоятель коломенского храма Иоанна Предтечи. Сопровождаемый местным священником, дьяконом и Ван-Буковеном, он поднялся на палубу "Орла". Тотчас же на флагштоках и мачтах корабля взвились огромные флаги и длинная лента вымпела. Отслужили молебен, окропили флаги святой водой и сошли на дединовский берег. На "Орле" остались лишь несколько человек, руководимых командиром корабля - голландским капитаном Бутлером. Им было поручено отдать якоря, как только корабль сойдет на воду. Ордин-Нащокин взмахнул рукой и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. "Орел" тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи» (цит. по: Дыгало В.А. Откуда и что на флоте пошло).
Стоимость строительных работ была оценена в 2 221 рубль. На вооружение спущенного на воду корабля было принято 22 пищали, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. После постройки корабля оставалось набрать для него квалифицированную команду – ведь, несмотря на наличие прекрасных мастеровых – плотников, резчиков, оружейников, подготовленных моряков в России не было. Пришлось, опять же, обращаться к иностранным специалистам. Голландскому купцу Йохиму ван Сведену русским правительством было поручено набрать у себя на родине квалифицированную команду моряков, в том числе и нанять капитана корабля. Выбор Йохима ванн Сведена пал на его родственника – Давида Бутлера, который приходился кузеном жене ван Сведена Марии Рутс. Давиду Бутлеру в 1668 г. было 33 года, он родился в Амстердаме и получил хорошую морскую подготовку. Бутлер подписал контракт с ван Сведеном и приступил к набору корабельной команды. Одновременно голландский капитан решил выяснить, под каким флагом будет ходить корабль. Для России, прежде не имевшей собственного флота, вопрос о флаге был в новинку. После письма для изготовления флага были выписаны ткани красного, белого и синего цветов. Таким образом, современный российский триколор берет начало в селе Дединово и его история неразрывно связана с первым русским военным кораблем и его капитаном голландцем Давидом Бутлером. На корабельные флаги было нашито изображение двуглавого российского орла – государственного герба российского государства. По прибытию в Дединово, Бутлер вступил в конфликт с полковником ван-Буковеном, который прежде осуществлял руководство судостроительными работами. Известно, что Бутлер прибыл в Дединово с большими амбициями и сразу же представил проект постройки 36-весельной галеры, собираясь лично возглавить процесс судостроения. В процессе конфликта с ван-Буковеном выяснилось, что Бутлер был «нечист на руку» и присвоил определенную сумму казенных денег, а также не обладает патентом капитана. Однако Бутлер сумел отстоять свое право на руководство судостроительными работами, сославшись на то, что он имеет очень большой опыт морских путешествий не только в Испанию и Францию, но и в Индонезию. В конце концов, русские власти приняли сторону Бутлера и его оппонент полковник Буковен был отстранен от руководства судостроительными работами, после чего верфь возглавил командир фрегата капитан Давид Бутлер.
В апреле 1669 года корабль получил название «Орел» - в честь русского государственного герба, и вскоре поднял паруса и выдвинулся в путь – предполагалось, что он пройдет от Дединова до Астрахани. Однако к тому времени, когда корабль должен был достичь Астрахани, в городе ожидали нападения восставших казаков под руководством Степана Разина. Услышав о приближении разинцев, капитан «Орла» Бутлер, совершенно не желая погибать на чужбине от рук повстанцев, подговорил своих подчиненных бросить корабль и бежать в Персию. Но голландцы, опасаясь попасть в руки восставших казаков, бежали даже раньше своего непосредственного командира, отплыв на небольшом судне. Давид Бутлер, таким образом, остался в Астрахани и был взят в плен повстанцами. Однако вскоре голландскому капитану удалось бежать из Астрахани на лодке, добраться до Дагестана, а затем уже – до Персии. В Исфагане Бутлер объявился в голландском подворье. Он оставил записку, в которой описал свои долгие злоключения во время странствия по Дагестану, и все происшествия, которые произошли с голландскими специалистами в Астрахани во время захвата города восставшими казаками Степана Разина. Так закончилась не продлившаяся и нескольких лет его военно-морская служба России, а в 1680 г., еще в нестаром возрасте, Давид Бутлер скончался. Что касается корабля «Орел», то брошенный экипажем, он показался повстанцам бесполезным – специалистов, способных управлять таким судном, у Разина не было, а в случае попадания в руки царских войск, они могли использовать корабль по «прямому назначению» - против Разина и его казаков. Поэтому «Орел» был брошен, за годы обветшал и долгое время стоял в протоке Кутум. После подавления восстания он был осмотрен царскими специалистами, но за обветшалостью было решено отказаться от идеи его дальнейшего использования. Русская торговля с Персией, нарушенная восстанием Степана Разина, фактически прекратилась на долгие годы. Постепенно отошел от государственных дел и боярин Афанасий Ордин-Нащокин, стоявший у истоков отечественного судостроения. Ряд попыток создания современных судов предприняли русские купцы, пытавшиеся развернуть торговлю с Европой через Белое море, однако там они столкнулись с ожесточенным противодействием голландских торговцев, которые не были заинтересованы в появлении конкурентов и не допустили строительства русских кораблей.
Карштен Брандт и «Потешная флотилия»
После трагического завершения истории корабля «Орел» создание русского флота было отложено еще на несколько десятилетий. Дальнейшая его история связана уже с именем Петра Первого. Кстати, Петр Первый, спустя продолжительное время после строительства первого русского корабля «Орел», которому так и не удалось стать флагманом русского флота, весьма положительно оценил это начинание своего отца Алексея Михайловича: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно еть вечного прославления, понеже... от начинания того, яко от доброго семене, произошло нынешнее дело морское ». Кстати, одним из учителей Петра Первого, стал Карштен Брандт – один из членов команды первого русского военного корабля «Орел». Уроженец Голландии, Карштен Брандт (1630-1693) приехал в Россию в тридцатисемилетнем возрасте, будучи нанятым в качестве корабельного плотника и помощника корабельного пушкаря на строительство фрегата «Орел» и других судов. Он работал на судоверфи в Дединово, затем вошел в экипаж «Орла», а в 1670 г., оказавшись в Астрахани, бежал от восставших казаков Степана Разина и перебрался в Москву. В Москве Брандт поселился в Немецкой слободе, где жили выходцы из стран Западной Европы, и занялся привычным для себя плотницким и столярным ремеслом. Тем временем, в мае 1688 г. юный Петр Первый, гулявший по селу Измайлово, обнаружил в амбаре боярина Никиты Романова небольшой ботик и заинтересовался им. Сам Петр так описывал это событие: «случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тиммермана), что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно». Тогда Петр, который очень заинтересовался ботиком, попросил своего преподавателя геометрии и фортификации Франца Тиммермана найти мастера, который был бы сведущ в строении европейских судов и смог бы привести ботик в надлежащее состояние. Так при дворе Петра появился плотник Карштен Брандт – 58-летний голландец, проживавший в Немецкой слободе. Под руководством Брандта начались работы по восстановлению ботика, который был перевезен в село Преображенское, что на берегу Яузы. Карштен Брандт смог починить судно, соорудил мачту, установил паруса. Так был спущен на воду знаменитый ботик Петра Первого – «дедушка русского флота». Кстати, официально ботик назывался «Святой Николай». Под руководством Карштена Брандта Петр Первый осваивал голландский язык, морскую терминологию и азы управления судном, управляя ботиком сначала на Яузе, а затем на Просяном пруду.
Позже Карштен Брандт руководил строительством и других судов «Потешной флотилии» Петра Первого на Плещеевом озере. На берегу Плещеева озера в 1688 г. были заложены небольшая судостроительная верфь, одноэтажный дворец и пристань для кораблей. В 1689 г. под руководством Брандта началось строительство яхты и двух малых фрегатов, которые возводились по амстердамским чертежам и при участии иностранных специалистов. При этом, по инициативе Петра, для участия в строительстве были привлечены в качестве учеников и русские плотники – так Петр хотел сформировать будущий костяк русских судостроителей. Среди работавших плотников были Федосей Скляев, Лукьян Верещагин, Анисим Моляров и Михаил Собакин, прежде входившие в «Потешное войско» Петра. Наравне с другими плотниками и подмастерьями работал и Петр. Всего с верфи на Плещеевом озере сошло два фрегата и три яхты. Зимой 1692 г. все шлюпки и баркасы, построенные прежде в Преображенском, были также переведены на Плещеево озеро. 1 мая 1692 г. был спущен на воду первый фрегат, возведенный на верфи под руководством Карштена Брандта. После этого был устроен парад флотилии под командованием Петра, а в августе 1692 г. состоялось водосвятие на Плещеевом озере при участии всего высшего духовенства и сановников царского двора. Таким образом, плотник с «Орла» Карштен Брандт стоял у истоков и «Потешной флотилии» - прообраза регулярного русского военно-морского флота.
Когда в 1693 г. шестидесятитрехлетний Карштен Брандт скончался, то по приказу Петра Первого были организованы его похороны по генеральскому разряду. Карштена Брандта хоронили при большом скоплении народа, а Петр Первый навсегда сохранил память о своем учителе морскому делу и всегда отзывался о нем с большим уважением. Что касается «дедушки русского флота», то ботик Петра Первого до 1701 г. находился в Измайлово, а затем был перевезен в Кремль. В 1722 г., после подписания Ништадтского мирного договора Петр Первый превратил ботик в памятник. Царь выпустил указ, в котором предписывалось сохранять навечно остатки кораблей, яхт и галер, построенных для «Потешной флотилии» и служивших царю в деле изучения морского ремесла. В 1723 г. снятый с постамента ботик участвовал в параде Балтийского флота. После этого ботик был помещен под навес Петропавловской крепости. И сейчас он является музейным экспонатом, напоминая о славной истории становления русского флота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий