воскресенье, 12 октября 2014 г.

Разграничение на Донбассе

ФОТО: РИА НОВОСТИ
О достижении договоренностей заявил лично глава ДНР Александр Захарченко. «Конец войне, будем договариваться политическими методами... Согласно подписанному соглашению, силовики оставляют несколько городов, в том числе Пески. Но могу сказать, чего мы не получили - Мариуполь, Славянск, Краматорск. Они остаются под управлением Киева», - заявил Захарченко. В Киеве эту информацию пока не подтверждают, но и не опровергают. «Мы пока не получили от представителей международной наблюдательной группы, в состав которой входят представители России, Украины и ОБСЕ документы о каких либо разграничениях. Тем более, что решение об отводе войск от каких либо населенных пунктов и занимаемых позиций принимает руководство спецоперации», - заявил спикер Совета Андрей Лысенко.
Если предположить, что соглашение было достигнуто, то сразу же возникает ряд вопросов. Прежде всего, непонятно, о каких политических методах говорил Александр Захарченко. Те, которые прописаны в минских соглашениях, явно не будут соблюдаться. В ДНР и ЛНР объявили об отказе от предложенного Петром Порошенко плана децентрализации, отказали Киеву в возможности провести на контролируемой ополченцами территории выборы в Верховную раду и наметили дату собственных выборов, а также стали создавать различные государственные органы - от милиции до таможенной службы. То есть получается, что «политические методы» будут означать элементарное сохранение и уважение режима статус-кво как минимум на ближайшие несколько месяцев - ополченцы не проводят наступательные операции, а артиллерия ВСУ не бомбит донецкие и луганские города.
Однако непонятно, насколько будет соблюдаться подобное статус-кво. «Я думаю, что это - просто военная хитрость. Киев неоднократно пускался в такого рода маневры, объявляя перемирие и используя его для перегруппировки сил. На этот раз можно предположить, что руководство ДНР решило скопировать поведение Киева, - считает политолог Алексей Мухин. - А если посмотреть на ситуацию не из информационного поля, а с точки зрения реальной политики — подобное разграничение земель не устраивает ни Киев, ни ДНР. Обе стороны до сих пор говорили, что пойдут до конца, так зачем им уступать друг другу?».
Однако уступать им все равно придется. Да, сторонам не нравятся условия перемирия, поскольку Киев хотел бы взять Донецк, а ДНР и ЛНР выйти на границы Новороссии или хотя бы взять тот же Мариуполь. Однако все прекрасно понимают, что сил и возможностей для того, чтобы достичь данных целей, у них нет. Так, у ополченцев недостаточно наступательного, чтобы брать Краматорск и Славянск, не говоря уже о захвате Мариуполя. «Военторг» закрыт, и уже сейчас командиры говорят о нехватке боеприпасов и бронетехники - не случайно даже собрав ударный потенциал ополченцы столько дней провозились с аэропортом. В свою очередь, наступательные операции не могут проводить и украинские войска. Наиболее опытные солдаты полегли под Илловайском и в других котлах, призванные в ряды ВСУ новобранцы не горят желанием умирать в гражданской войне, особенно без технического обеспечения. Да, есть идеологически подкованные бойцы в некоторых территориальных батальонах типа «Айдар», «Днепр» или «Азов», однако их лояльность Киеву ставится под сомнение. Эти батальоны давно превратились в частные армии, которые конфликтуют между собой и защищают интересы своих спонсоров. Теоретически Киев, конечно, может воспользоваться своим пока еще серьезным преимуществом над ополченцами и попробовать бросить всю имеющуюся технику и солдат на еще один штурм Донецка, однако все прекрасно понимают, что в этом случае «Военторг» очень быстро откроется, и, возможно, Украина потеряет дополнительные территории.
В свою очередь, перемирие позволяет обеим сторонам накопить силы для возобновления боевых действий весной. Казалось бы, Киев находится в более выигрышном положении, учитывая экономическое, демографическое и военное преимущество Украины над Новороссией. Однако на Украине очень серьезный внутриполитический конфликт между различными группировками элит, имеющих к тому же сейчас свои собственные частные армии. Какое-то время президенту Петру Порошенко удавалось демпфировать этот конфликт на фоне АТО, однако зимой, когда АТО на время прекратится и экономическая ситуация на Украине ухудшится, конфликт может обостриться с новой силой3. Противоборствующие стороны будут использовать своих клиентов во власти, недовольство народа, частные армии а также противоречивые законы, принятые Верховной Радой (в частности, тот же самый закон о люстрации).
С другой стороны, у Новороссии тоже своих проблем хватает21. Так, Украина «не хочет тратиться на выживание ДНР и ЛНР этой зимой и собирается предоставить эту честь России. Но - не давая никаких гарантий и сопровождая все гуманитарные миссии России упреками, обвинениями и призывами наказать нашу страну», - считает российский политолог, директор Института стран СНГ Константин Затулин. И много будет зависеть от того, насколько успешно и оперативно сможет Москва подготовить регион к зиме. Очевидно, что чем меньше на Донбассе будут стрелять, тем лучше пойдет процесс восстановления, и тем больше шансов будет у ополченцев пережить зиму и успешно подготовиться к весенней кампании. А она как раз сулит интересные перспективы - особенно если дезинтеграция Украины будет продолжаться22 нынешними темпами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий