Максим Дмитриев: светописец русских типов
Этот фотограф стал основателем этнографического репортажного жанра в русском фотоискусстве.
#история, #православие, #Фото
2014-10-10 17:33:37
Благодаря мастеру Дмитриеву наш современник может увидеть, как на самом деле страдала деревня в неурожайные годы, как выглядели типы и быт разных народов, субэтносов и даже социальных слоев России, что мы потеряли из поволжской архитектуры, и многое другое.
Максима Дмитриева можно причислить к замечательной нижегородской школе фотографии, хотя сам он родом из Тамбовской губернии, а в фоторемесло пришел в Москве: в 15 лет попал подмастерьем в фотоателье Настюкова. Быстро освоив ремесло ретушера, он также получил воскресное художественное образование в Строгановке.
Карьеру Дмитриева не назовешь молниеносной. Слава к нему приходит лишь в 30 лет. В 1886 году открывает успешное ателье в Нижнем Новгороде, два года спустя для Нижегородской губернской ученой архивной комиссии снимает памятники старины волжского края. В 1891 и в 1892 гг. объездил многие местности, охваченные голодом и выпустил альбом "Неурожайный 1891 - 1892 год в Нижегородской губернии". Примерно с этого времени к нему приходит международное признание в профессиональном сообществе.
В начале XX века Дмитриев увлекся съемками русских типов: снимал ночлежные и работные дома, бурлаков, богомольцев, в торжественные случаи его приглашали и на важные официальные мероприятия в том числе с участием царя. Именно поэтому большая часть негативов, относящихся к царскому времени была изъята властями. Но сохранилось очень многое. Типы православных верующих из его альбомов мы собрали в этой галерее.
ПРОШЛОЕ
Окруженные колдунами
Как поморы представляли себе политическую карту мира.
#история, #Русский Север
Автор: Ольга Савина | 2014-10-10 15:13:05
Картина мира у поморов была необычная, но даже в наше время не лишенная смысла. Они жили наверху, торговать ходили в шведскую землю – вниз. Там живет всякая нехристь – французы, немцы, англичане: о них, не имеющих истиной веры, и прояснять нюансы не стоит. А на востоке – они, православные, южнее живут вроде тоже относительные братья, но поскольку они не поморы, то о них тоже говорить не стоит. Уже позже, в конце XVIII – начале XIX века связь поморов с внутренней Россией, отчасти насильственно, укрепилась, и тогда у них даже появилась серия судов со славянскими именами.
Колдуны
Что касается остального мира, то дальше на юго-востоке жили арабы, а еще восточнее – карлики, одноногие, одноглазые и песьеголовые. При этом все, кто находился на этнической периферии русского Севера, считались колдунами. Колдовскими чарами обладали, например, самоеды-ненцы, которые напускали на «Русь» порчу-икоту. Есть записи о том, что крестьяне Пинежского и Мезенского уездов заразились икотой от своих соседей самоедов. (Н.М. Теребихин, «Метафизика севера», Архангельск, 2004)
Зырянский край, иначе говоря земля народа коми, также считался темной страной чародеев и кудесниц. Своих ближайших соседей – карел поморы уважали и боялись. Считалось, если какая напасть – карелы наслали по ветру.
«Всякую они тяготу с Карелы своей на наше Поморье пущают» – говорили поморы.
Карелы их не разубеждали, сами уверенные в том (причем до сих пор), что обладают магическими способностями. Правда, поморы считали, что если лихой человек из Карелии наслал болезнь, то и излечить могут только его соотечественники, поэтому частенько звали карельских колдунов к своим больным, чтобы они прочитали лечебный заговор «на ветры и на четыре стороны». Карел часто звали и на похороны, и на свадьбы – для того, чтоб все было отмечено и магической печатью.
Могущественнее карелов считались только лапландцы. Возможно, потому что именно они были первыми в освоении северных земель. Широко известна история, как царь Иван Грозный выписал из Лапландии 60 колдунов, чтобы те объяснили ему, что означает комета, которую мнительный царь посчитал предвестницей скорой смерти. Лопарские ведуны объявили – именно так, царь скончается 18 марта. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так мало, велел 18 марта сжечь всех колдунов. Но не успел, вечером этого дня Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался.
Опять вспомнили у нас о лопарских волшебниках, когда был убит самозванец Григорий Отрепьев. Его тело с множеством ран несколько дней лежало на Красной площади, выставленное на всеобщее обозрение. Пошел слух, что «Гришка был колдун, научившийся колдовству у лопарей: когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя». Об этом можно прочитать у историка Н. М. Карамзина. В «Истории государства Российского» он приводит отрывок из «Московской хроники»:
«Вокруг Лжедмитриева тела, лежащего на площади, ночью сиял свет: когда часовые приближались к нему, свет исчезал и снова являлся, как скоро они удалялись. Когда его тело повезли в убогий дом, сделалась ужасная буря, сорвало кровлю башни на Кулишке и повалило деревянную стену у Калужских ворот. В убогом доме сие тело невидимою силою переносилось с места на место, и видели сидящего на нем голубя. Произошла великая тревога. Одни считали Лжедмитрия необыкновенным человеком, другие — дьяволом, по крайней мере, ведуном, наученным сему адскому искусству лапландскими волшебниками, которые велят убивать себя и после оживляют».
Батюшка море и Ветер-полуношник
Таинственнее чужеродных земель, населенных карелами и лапландцами, для помора – только море. Царство смерти. И путешествие по нему – испытание смертью на «судах» – семантически напрямую связанных со страшным судом. Человек вступает в поединок со стихией, показывая на что способен. Настоящие герои-мореплаватели возвращаются домой «преображенными», а самозванцы погибают в морской пучине.
При этом поморы относились к морю с большим уважением. Они никогда не говорили «погиб» или «утонул», а «море взяло», и осуждать его не людское дело. Море справедливо и его решение следует принимать – взяло, значит, так надо было.
Души взятых морем людей уходят в царство поморского бога северного ветра Борея. Поморы знали, что неприятностей можно ждать не только от моря, но и от ветра. И больше других следует опасаться северо-восточного ветра – полуношника. «Смертоносного, шалого, темного, ярого, буйного». (Н.М. Теребихин, «Метафизика севера», Архангельск, 2004). Такими эпитетами его награждают поморы в народном творчестве. Усмирить его может только крест. Всегда после того как его вкапывали в землю – ветер стихал. Поморские кресты – это всегда дань Богу за то, что сохранил после выхода в море.
Николай – скорый помощник
Никола - Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. О том, на сколько был почитаем этот святой, свидетельствуют записи французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. Жителей Колы он назвал «николаистами», поскольку «в каждом жилище видел икону Николая Угодника».
«От Холмогор до Колы – тридцать три Николы», - поморская пословица.
Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая. Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог.
Николай Теребихин: «На Северной Двине, немного ниже Березника, «есть тоже прославленное чудесами резное изображение св. Николая. Все суда, благополучно прошедшие порог, жертвуют "на масло" угоднику... Нам рассказывали несколько случаев неминуемой мести святого не желавшим жертвовать». В почитании резного образа св. Николая — «хозяина» порогов отчетливо прослеживаются реликты язычества. Прежде всего это относится к мести святого, в которой нельзя не усмотреть архаичные идеи договора человека с Богом, основанного на обмене ценностями («на дар ждут ответа»). Подобный же архаичный пласт представлений был связан с другим резным деревянным образом св. Николая Чудотворца, находившимся у истоков реки Пинеги: «Несколько тамошних жителей рассказывали нам предание, что в старые времена Святой изнашивал пару сапог в год, но с тех пор как один священник, поскупившись на новые сапоги, подшил только подошвы к старым — чудо перестало совершаться». Никола — «хозяин» реки Пинеги, совершавший ежегодные обходы своих владений, исцелявший людей, усмирявший врагов, отказался творить чудеса, после того как люди обманули его, подсунув старую обувь».
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
НАСТОЯЩЕЕ
Возлюбленный Иоанн
В этот день чуть меньше тысячи девятисот лет назад преставился апостол евангелист Иоанн Богослов.
#Вера, #православие
2014-10-09 17:21:57
Существует предание, что старцем Иоанн был взят на небо живым, чтобы в дни царствования антихриста перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.
Иоанн с родителями жил в Вифсаиде – небольшом рыбацком поселке около Галилейского озера. Мать его Саломия – дочь Иосифа Плотника от первого брака (то есть Иисус приходился Иоанну дядей). Отец Зеведей - «рыбарь». По ночам он с сыновьями ловил рыбу, а утром торговал ей на рынке. Однажды Иисус застал Иоанна с братом и отцом за починкой сетей. «Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих», – сказал он. И Иоанн с братом пошли за учителем. Говорят, Иоанн стал любимым учеником Иисуса, возможно, потому что был юн и чист душой.
Многое было открыто только ему. На Тайной вечере только Иоанн сидел к Господу так близко, что слышал, как тот сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…». Он единственный из всех учеников прошел за Иисусом до самой Голгофы – остальные побоялись. Там спаситель поручил Иоанну заботиться о своей матери – Пресвятой Богородице. С тех пор молодой человек стал ее вторым сыном.
Похоронив Деву Марию, Иоанн отправился проповедовать в Малую Азию, где перешел дорогу жрецам Артемиды. Они написали императору Домициану донос. Дело в том, что проповедь христианства плачевно сказывалось на их «бизнесе» – жрецы неплохо зарабатывали на культе Артемиды. Кесарь приказал отравить Иоанна, но яд не подействовал. Тогда апостола опустили в кипящее масло, но и тут погубить Иоанна не вышло, и власти отправили его в ссылку на остров Патмос в Эгейском море, где апостол написал самые известные свои писания — Евангелие и Апокалипсис.
Евангелие Иоанн надиктовал своему помощнику Прохору за два дня и шесть часов. Примерно тогда же апостолу явилось видение — после десятидневного поста и молитвы Иоанн услышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу…» Увиденное апостол записал в Откровении — самой, пожалуй, загадочной и будоражащей умы книге Нового завета, описывающей Землю перед Вторым пришествием Христа.
Иоанн Христов прожил до 100 лет, и умер в начале II века. Похоронить себя он просил живьем, ученики, хоть и посчитали желание апостола странным, но ослушаться не решились. «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею», - сказал он им. Последователи Иоанна выкопали крестообразную яму, апостол стал в нее. Сначала он приказал засыпать себя до колен, затем – по шею. Потом, простившись с присутствующими, апостол попросил накинуть ему на голову полотно и засыпать землей полностью. Узнав от учеников о таком «варварстве», христиане пришли к свежей могиле и раскопали учителя – надеясь найти его живым, но тела не было.
Существует предание, что старец был взят на небо живым, чтобы в дни царствования антихриста перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.