воскресенье, 12 октября 2014 г.

Как развить лидерские качества: 3 неоспоримых жизненных правила

10 октября 2014   8357
Как развить лидерские качества
Фото: Shuttesrtock
Дмитрий Богомолов, Генеральный Директор компании «Соболь-98», Екатеринбург

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как развить лидерские качества и взять вверх над обстоятельствами
  • Как отделять свои стремления от целей, навязанных другими людьми
  • Какие принципы позволят взять контроль над жизнью и бизнесом
  • Правила лидерства, которых придерживается президент российского подразделения компании «Хенкель»
Раньше я думал, что лидер – это человек, который берет на себя ответственность и сам решает все проблемы. Но со временем понял, что этого мало. В этой статье я расскажу, как развить лидерские качества и о своих правилах лидерства, которые я выработал, основываясь на собственном жизненном опыте.

Помню, как меня заставили задуматься вопросы опросника, который моя подруга принесла с тренинга сооснователя нейролингвистического программирования (НЛП) Майкла Холла: «Горжусь ли я тем, что я произвожу? Гордятся ли тем, что мы производим, мои коллеги и сотрудники? Совпадает ли моя работа со смыслом жизни? Что я даю миру? Как я влияю на жизнь окружающих людей? Хочу ли я это делать?»
Лидерство в моем понимании – это способ влияния и управления людьми. Лидер – это тот, кто растит других лидеров, не опасаясь конкуренции. Тот, кто делает то, что любит, и может научить этому других. Кто меняет жизнь и ценности других людей, создает вокруг себя тот мир, в котором сам хочет жить. Кто задумывается о масштабе своего влияния и хочет большего, не переставая расти. Один из лидеров, которые вызывают мое уважение, – Ричард Брэнсон, запустивший проект коммерческих полетов в космос.

Прежде чем приступить к развитию лидерских качеств в себе, стоит прежде всего разобраться в том, чего Вы хотите. Многие люди живут, достигая не своих, а навязанных кем-то (родителями, обществом) целей. Попробуйте выяснить, что представляют собой Ваши собственные стремления, а что – ожидания окружающих (см. рисунок). Ответьте на предлагаемые вопросы, и если они различаются, то, скорее всего, Вы пытаетесь следовать навязанным целям.
Как развить лидерские качества
Например, когда я стал понемногу разбираться в том, чего хочу на самом деле, то понял, что в семье я проживал не свою жизнь. Я всеми силами старался сохранить брак, несмотря на отсутствие близких отношений с супругой, разницу интересов, ценностей и увлечений. Как мне казалось, я делаю это ради ребенка. Однако в итоге получилось, что дочь выросла где-то в стороне, так как на первое место я поставил финансовое обеспечение семьи. Только теперь я понимаю, что сделал неверный акцент – в семейных отношениях гораздо важнее непосредственная забота и участие.

Я неспроста привел пример из личной жизни, а не из бизнеса. Невозможно быть лидером только на работе. Ключевой момент для развития лидерского потенциала: что я могу дать окружающим людям, в том числе и своим детям.

Как развить лидерские качества

Мне помог измениться метод НЛП. Понадобилось пройти всего несколько ступеней обучения, прежде чем я понял, чего именно хочу, осознал свои ценности и ясно увидел цели. С тех пор произошло много положительных изменений во всех сферах моей жизни. Например, я стал более позитивно смотреть на мир и получать удовольствие даже от того, что раньше делал с неохотой. В 2013 году у меня обнаружили рак в четвертой стадии, и тем не менее я смог преодолеть это заболевание. В том же году я и мой партнер по бизнесу приняли сложное решение расстаться с третьим соучредителем, мы собрали новую команду.

Сегодня в бизнесе и личной жизни я использую почти все приемы, освоенные за время обучения НЛП, за исключением чисто терапевтических техник. Расскажу, как развить лидерские качества в себе.

Роберт Дилтс, один из основателей НЛП, исследуя успешных людей, задавал им один и тот же вопрос: «Как Вы работаете в сложных, противоречивых ситуациях?» Типичный ответ успешных людей заключался в том, что они сосредотачивались на своем внутреннем состоянии и были уверены, что если правильно настроиться, то решение придет само. Работа занимает большую часть нашей жизни, поэтому очень важно, в каком настроении мы пребываем все это время. Лидер – человек, который способен управлять не только другими людьми, но и своим внутренним состоянием.

Правило 1. Управление стрессом. Один из эффективных, на мой взгляд, методов – эриксоновский гипноз (автор – американский психотерапевт Милтон Эриксон), который позволяет восстановить эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях в течение 10–15 минут. Например, я записал на телефон несколько трансовых текстов на разные случаи жизни (примеры таких текстов можно найти в книгах Милтона Эриксона и Михаила Гинзбурга или сочинить самому). Когда возникает стрессовая ситуация (конфликт, проблемы со здоровьем, потеря интереса к работе, недостаток денег и пр.), я сажусь и записываю свои мысли на бумаге. В сухом остатке вижу всего три-четыре основных, а все остальное – вариации на тему. После этого говорю себе «стоп!» и включаю трансовую запись на телефоне. Нормализуется дыхание и ритм сердца, постепенно приходят в порядок и мысли.
Снимают стресс и так называемые пресуппозиции НЛП (лат., prae – перед, suppositio – гипотеза, предположение) – наши убеждения и установки, с помощью которых мы оцениваем все происходящее вокруг (см. Пресуппозиции, помогающие жить).

Пресуппозиции, помогающие жить

  1. Не бывает поражений, есть лишь обратная связь (об эффективности Ваших действий).
  2. Карта не есть территория (Ваше восприятие не равно восприятию собеседника). Например, эффективное решение для Вас не равно эффективному решению для Вашего клиента.
  3. В основе любого поведения лежит позитивное намерение.
  4. Любое поведение представляет собой выбор наилучшего варианта из имеющихся в данный момент.
  5. Если кто-то что-то умеет, то и я могу этому научиться. Так, многим онкобольным помогают бороться с недугом позитивные примеры.
  6. Люди располагают всеми ресурсами, нужными для успеха.
  7. Если ты делаешь нечто, что не работает, попробуй сделать что-нибудь другое.
  8. Смысл сообщения – в реакции, которую оно вызывает.
  9. Системой управляет самый гибкий элемент.
  10. Любая система является самоорганизующейся и стремится к естественному состоянию уравновешенности и стабильности.
  11. Люди способны обучаться очень быстро, иногда им достаточно одной попытки.
  12. Тот, кто перед Вами, – самый важный клиент.
По материалам Дмитрия Богомолова

Правило 2. Эффективные стратегии. Мы совершаем одни и те же действия, но каждый делает их по-своему. Например, когда дети учат слова1, одни произносят их вслух, а другие запоминают, как выглядит слово. Практика показывает, что первые делают больше ошибок. Также происходит и с другими действиями. Если мы знаем, что какой-то способ выполнения операции более эффективен, чем другие, мы можем начать сознательно им пользоваться. В НЛП это называется моделированием стратегий. Нужно найти образец и повторить действия, которые совершает более успешный человек. Например, Вы хотите стать отличным оратором. Начните копировать оратора, который Вам нравится. Старайтесь максимально точно повторять темп и ритм речи, интонации, движения тела. Если Вы сможете правильно воспроизвести все детали, Вы поймете, что важно для оратора, на что настроен его фокус внимания, какие у него пресуппозиции относительно того, что он делает. Готовясь к своему выступлению или переговорам с клиентами, используйте отмеченные элементы. Новый навык нужно тренировать, чтобы в дальнейшем воспроизводить автоматически. Например, когда я тренировал визуальный контакт с аудиторией, то делал это ежедневно на публике, и для меня не имело значения, два это человека или двадцать.

Правило 3. Контроль над бизнесом и жизнью. Серьезная болезнь сразу расставляет приоритеты, показывая, что на самом деле важно, а что – суета. Я никому не желаю болеть, но если это случится, воспринимайте недуг как стимул для раскрытия лидерских качеств. Когда я боролся с болезнью, то выработал свои правила лидерства – их можно применять и в жизни, и в бизнесе.

1. Страхование Вашей жизни и здоровья (делегирование риска).

2. Профилактика здоровья (оценка возможности убрать риск):
  • здоровый образ жизни (избавление от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
  • занятия спортом (йога, ходьба, плаванье, лыжи);
  • ежесуточный восьмичасовой сон;
  • работа со стрессами (тренинги на психологическую устойчивость и позитивное мышление).
3. Мониторинг текущего состояния здоровья (минимизация риска):
  • составление списка врачей и медицинских обследований в соответствии с возрастом;
  • прохождение ежегодного обследования.
4. Действия при выявлении проблемных зон в здоровье (бизнесе):
  • сбор информации о проблеме (например, ознакомление с мировой практикой лечения выявленного заболевания – методиками и процедурами; поиск специалистов; отзывы о них; собеседование с ними);
  • лечение (соблюдение процедур, методик лечения). Перепроверка результата лечения у трех разных специалистов.

Развитие лидерских качеств руководителя: 6 правил настоящего лидера

Сергей Быковских, Президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения Henkel Beauty Care в России и странах СНГ, Москва

Многие воспринимают лидерство как умение эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, например подчиненными и вышестоящим руководством. Я со временем пришел к мысли, что лидерство направлено прежде всего на себя. Если руководитель не в состоянии совладать с самим собой, то он никогда не сможет эффективно управлять другими. Желая добиться от персонала следования каким-либо принципам, я стараюсь ежедневно демонстрировать их своим поведением.
В нашей компании мы называем это первым условием лидерства – lead myself (англ., управлять собой), только после этого следуют другие принципы, такие как lead team (англ., управлять командой), lead stakeholders (англ., управлять стейкхолдерами), lead change (англ.,управлять изменениями) и lead performance (англ., управлять результатами). Вот те лидерские правила, которыми я руководствуюсь:
  1. Уделять внимание подчиненным. Вы можете об этом даже не задумываться, но Ваши подчиненные обращают внимание на малейшие изменения в Вашем поведении по отношению к ним. Например, Вы торопились и не успели пожать кому-то руку. Это легко может выбить человека из колеи на целый день, а Вы будете ломать голову над тем, почему снизилась его продуктивность. Я всегда слежу, чтобы никто из сотрудников не был обойден вниманием. Кивок, пара слов, рукопожатие, улыбка – все это совсем несложно и приятно делать, при этом такие, казалось бы, мелочи очень сильно влияют на мотивацию и рабочий настрой Ваших подчиненных.
  2. Корректно вести себя с подчиненными. Важно помнить, что нельзя нарушать определенные правила взаимодействия с людьми, например, эмоционально выражать свое недовольство. Предположим, сотрудник никак не может выполнить задание так, как Вам бы хотелось. Если повысить на него голос, то результат, скорее всего, не изменится. Гораздо полезнее в данной ситуации выяснить причину неудач. Я прошу сотрудника пересказать мне суть задания, показать результат и этапы выполнения. Если все, что он говорит, верно, то причина провала кроется, скорее всего, в том, что он уделяет недостаточное внимание заданию. Тогда я спокойно объясняю, что при таком отношении к делу наше дальнейшее сотрудничество будет невозможно. Обычно этого достаточно, чтобы решить проблему и заставить человека пересмотреть свой подход к работе.
  3. Подбирать команду из тех, кому действительно доверяешь. Мне приходится взаимодействовать с сотрудниками, которые находятся в других регионах, отделах, и непосредственный контроль за их работой осуществить очень сложно. Поэтому важно, чтобы в моей команде были люди, которые в любой ситуации будут вести себя в соответствии с принятыми у нас этическими принципами и требованиями. Я всегда демонстрирую подчиненным, что доверяю им. Например, делегируя задачу, описываю только суть и ожидаемый результат, показывая, что уверен в исполнителе и знаю, что он меня не подведет. Видя такое отношение, сотрудники часто ведут себя аналогично по отношению к своим коллегам.
  4. Воспитывать себе преемника. Прежде чем сделать следующий шаг по карьерной лестнице, важно убедиться, что у Вас есть преемник, готовый продолжить начатое Вами дело. В целом я руководствуюсь принципом, что мое карьерное развитие возможно только в том случае, если у людей, которые мне подчиняются, также есть возможность профессионально вырасти и занять новую позицию.
  5. Не демонстрировать власть. Если человек активно показывает, что у него есть над кем-то власть, то для меня это свидетельство низкой культуры или личной несостоятельности. Нельзя строить команду только на иерархии, так как в сложных ситуациях это не работает: люди либо добровольно пойдут за Вами, либо пальцем не пошевелят. Каждый день напоминаю себе, что я не только директор компании, я – человек, у которого есть работа, семья, увлечения. И я должен вести себя как обычный человек.
  6. Понимать, что мир гораздо больше, чем работа. Работа – важная часть жизни. Но, кроме нее, у меня есть много других занятий. Например, я люблю бегать и делаю это каждый день. Когда бегаю, то чувствую, как мысли становятся яснее, я абстрагируюсь от сиюминутных проблем и начинаю видеть ситуацию в перспективе. Например, понимаю, что какой-то проблеме уделяю неоправданно много внимания, а другой, более важной, напротив, мало. Движение помогает расставить приоритеты. Мой первый руководитель, человек в достаточно зрелом возрасте, каждый день в обед полчаса гулял по бульвару. Прошло 15 лет, и на одном бизнес-саммите в Германии я услышал, что 15 минут ходьбы в обеденное время помогают держать себя в тонусе и сохранять ясность мысли. Тогда я вспомнил своего первого руководителя – он не посещал тренингов и бизнес-школ, но сам выработал для себя такое же правило. Подобному опыту я доверяю.


Read more: http://www.gd.ru/articles/3610-kak-razvit-liderskie-kachestva/#ixzz3FxjzLHOJ

Комментариев нет:

Отправить комментарий