пятница, 9 августа 2013 г.

"Призвание апостолов" - фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
Фото: Википедия

Самые интересные факты о Сикстинской капелле

9 августа 1483 года в Ватикане открылась Сикстинская капелла – один из выдающихся памятников Возрождения. К годовщине этого события мы собрали для вас самые интересные факты о Сикстинской капелле

Для конклавов и войны
«Сикстинской» капеллу назвали в честь Папы Сикста IV (мирское имя – Франческо дела Ровере), который заказал ее строительство. Здание, стоявшее на том же месте ранее, называли Великой капеллой. В Средние века там собирался многочисленный папский двор (кардиналы и свита). Однако Сиксту нужна была постройка покрепче, способная спасти от военной угрозы со стороны семейства Медичи и султана Османской империи Мехмеда II. Капеллу спроектировал Баччо Понтелли, а непосредственно строительством руководил Джордже де Дольчи.
Александр VI - первый Папа, избранный в капелле.
Александр VI - первый Папа, избранный в капелле.
Фото: Википедия.
С конца XV века в капелле проходят конклавы, избирающие римских пап. Первым понтификом, избранным в Сикстинской капелле, стал Александр VI, представитель испанского рода Борджиа, 214-й римский папа. В историю он вошел и как Папа, сделавший Папскую область одним из самых могущественных государств Апенинского полуострова, и как глава католической церкви, при котором распущенность двора достигла предела. Поговаривали даже, что понтифик вступил в интимную связь с родной дочерью. Впрочем, кончилось это печально: одного из сыновей Александра VI нашли зарезанным. Убийство, судя по всему, организовал его брат Чезаре (ставший кардиналом в 18 лет). После этого понтифик стал гораздо скромнее и начал принимать меры против роскоши и распущенности при папском дворе. 
Капеллу расписывали бывшие враги ее основателя
Как ни странно, к моменту окончания строительства капеллы отношения папы с флорентийским семейством Медичи улучшились, и из Флоренции прибыла целая группа живописцев, чтобы расписать стены капеллы (в числе них был, например, Сандро Ботичелли). Фрески, опоясывающие стены, составляют два цикла – историю Христа и историю Моисея (по шесть фресок в каждом цикле). Так что для мирового искусства, несомненно, хорошо, что папа и Медичи помирились.
Собственно, роспись капеллы и придает ей огромную ценность даже в глазах закоренелых атеистов. Кстати, вопреки расхожему заблуждению, «Сикстинская мадонна» Рафаэля никакого отношения к капелле не имеет: она названа так, потому что рядом с Мадонной Рафаэль нарисовал понтифика Сикста II.
Впрочем, свою руку к капелле Рафаэль все же приложил: капелла украшена шпалерами по его эскизам.
В честь создания фресок на своде 31 октября 1512 года Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню. Ровно через 500 лет церемонию повторит понтифик Бенедикт XVI.
Потолок капеллы чуть не стоил Микеланджело здоровья
Потолок Сикстинской капеллы - работа Микеланджело, едва не стоившая ему здоровья.
Потолок Сикстинской капеллы - работа Микеланджело, едва не стоившая ему здоровья.
Фото: Википедия
Цикл фресок Микеланджело на потолке капеллы считается одной из вершин Возрождения. Самое интересное, что великий живописец трудился почти без помощников – и тем не менее сделал огромную работу всего за 4 года. Правда, такое напряжение чуть не стоило художнику зрения: его биографы пишут, что в течение нескольких лет, чтобы рассмотреть предмет, Микеланджело поднимал его над головой (ведь именно так он целых 4 года смотрел на свою работу).
За что попал в Ад помощник Папы Римского
Через 25 лет после росписи потолка Микеланджело вернулся в капеллу, чтобы создать еще один шедевр  – с 1537 по 1541 он писал «Страшный суд». В ходе работы Микеланджело «удостоился» обвинения в ереси от кардинала Караффы. Тому не понравилось, что, изобразив обнаженные тела, художник не скрыл гениталии. Караффу поддержал церемонимейстер папского двора Чезена, за что Микеланджело его увековечил – изобразил в Аду в виде царя Миноса (судьи душ умерших). При этом Чезена-Минос был обнаженным, но его наготу прикрывала обмотавшаяся вокруг тела змея. По легенде Чезена попросил Папу Павла III приказать художнику убрать с фрески его изображение, но тот ответил, что на Ад его юрисдикция не распространяется.
"Страшный суд" Микеланджело.
Фото: Википедия
Споры вокруг реставрации
Роспись капеллы реставрировали несколько раз, но наибольшие споры вызвала реставрация 80-х годов XX века. Критики (в числе которых был, например, Энди Уорхолл) считали, что реставраторы сделали краски менее естественными. А, например, Папа Иоанн Павел II к реставрации отнесся с восторгом.
Помимо восстановления фресок, в ходе последней реставрации в капелле установили сложную систему кондиционирования, чтобы сохранить роспись.

Комментариев нет:

Отправить комментарий