четверг, 15 августа 2013 г.

7 странных полотен Рене Магритта


20:24 14 августа 2013
ТЕГИ: художники
ПЕРСОНЫ: Рене Магритт
15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы умер величайший сюрреалист Рене Магритт. Художник почти незнакомый профессионалам, чьи картины оценивают дороже картин Сальвадора Дали.
Магритт ненавидел смирение, терпение, прошлое (в равной степени свое и чужое), фольклор, рекламу и голоса рекламы, бойскаутов, пьяных людей. И декоративно-прикладное искусство. Последнее понятно: Магритт восемь лет рисовал обои, плакаты, декорации к рекламе и прочее декоративное и творческое, прежде чем в нем признали художника.
Он прожил удивительно скучную жизнь. Может быть, даже более скучную, чем Кафка. Не мазал штаны козьими экскрементами, не скандалил, не безумствовал. Любил одну женщину, писал картины в столовой, одевался небогато. Единственным ярким событием за всю его жизнь была трагическая смерть матери. Мать будущего художника утопилась в реке, когда ему было 14 лет. Об этой семейной трагедии Магритт предпочитал не рассказывать и даже жена художника, прожившая с ним без малого пятьдесят лет, узнала о самоубийстве матери лишь от биографа Магритта. Впрочем, специалисты считают, что отголосок страшной смерти преследовал Рене. Когда тело утопленницы нашли, ее лицо оказалось опутано ночной рубашкой. Может быть, поэтому Магритт так часто пишет женщин, чьи лица закрыты покрывалом? 
Художник родился 21 ноября 1898 года в небольшом бельгийском городке Лесине. В 1916 году поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Там он завел ценные знакомства с сюрреалистами.
Несмотря на тесные связи с сюром, Магритт не любил, когда его называли сюрреалистом. Для своего творчества он придумал название "магический реализм", потому что его работы не столько обращены к подсознанию, сколько побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. 
 Он выстраивал сюжет своих полотен на игре контрастов.  Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них. 
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
 Наведите курсор на изображение
Автор: Wikipedia
Самая известная работа Магритта, которую любят печатать на обложке учебника по обществознанию. Магритт писал эту картину как автопортрет. Но поскольку каждая его картина является в большей степени философской притчей, а не просто красивым рисунком, то каждый зритель трактует "Сына человеческого по-разному". Самое распространенное объяснение таково: перед нами современный потомок Адама.  А яблоко символизирует искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире. 
НАСИЛИЕ
 Наведите курсор на изображение
Автор: Wikipedia
Изнасилование совершает зритель, то есть, мы с вами,глядя на это полотно. По выражению Пауля Клее, анатомия картины напоминает зрителю о его статусе вуайериста: зритель обводит глазами «глаза», «нос», «рот» и оценивает сексапильность изображения пупка. 
Магритт говорил, что картина символизирует "деградацию женщины до уровня предмета сексуального желания: ослепленного, немого и глухого».
Интересно, что психиатры прошлого века использовали это полотно для работы с людьми, страдающими поражениями мозга. Человек, у которого пораженно оказывалась левая половина мозга - прекрасно видел лицо женщины, но не видел тела, вписанного в лицо. Напротив, человек с пораженной левой половиной мозга считал, что перед ним - обнаженное тело и только. 
ГОЛКОНДА
 Наведите курсор на изображение
Автор: Wikipedia
Магритт утверждал: "Лучший заголовок картины - поэтический. Он ничему не должен учить, а вместо этого - удивлять и завораживать". Следуя этому правилу, он назвал свою картину "Голконда". Пусть зритель догадается сам, какое отношение имеет полулегендарный индийский город, славившийся золотыми россыпями и алмазами, к зависшим в воздухе котелкам.
ФИЛОСОФИЯ БУДУАРА
 Наведите курсор на изображение
Автор: Wikipedia
Свою будущую жену Магритт увидел в 15 лет. Через семь лет они встретились еще раз и поженились. Художник всю жизнь прожил с единственной женщиной. И даже моделью своей для работы, кроме нее, никого не хотел видеть... 
ЭТО НЕ ТРУБКА
 Наведите курсор на изображение
Автор: Wikipedia
Старательно нарисованная трубка; и под нею (написанное от руки   прилежным почерком) замечание: «Это не трубка».
Как ни странно, это одна из самых знаменитых работ Магритта. «А вы попробуйте наполнить ее табаком. Если бы я написал на своей картине, что это трубка, я бы солгал", - шутил художник. 
Картину прославила связь изображения и названия. Если трубка на самом деле не трубка, значит,  можно предположить существование какой-либо другой реальности, сверх-реальности, в которой трубка не является трубкой. Примерно об этом написал философ Мишель Фуко в книге "Это не трубка", посвященной картине Магритта. 
НОСТАЛЬГИЯ
 Наведите курсор на изображение
Автор: Wikipedia
Ни льву, ни человеку со сложенными крыльями нечего делать на мосту. Они воплощают тоску тех, кто знает, что настоящая жизнь — это что-то другое, что-то не существующее вовсе, - говорил Магритт об этой картине. 
Художник протестовал против скуки своеобразным способом. Он призывал сообщить скучным вещам новую жизнь. Сделать так, чтобы безразличный и скучный предмет стал интересен. Например, однажды Магритт долго думал, как заинтересовать зрителя стаканом воды. В результате... водрузил его на зонтик. 
Формулу борьбы со скукой магический реалист передавал фразой:
"Я понял, как писать картины, избегая скуки надоевших образов! ...Мы должны пережить заново впечатления мира с чувствами ребенка, который вначале видит все перевернутым".
ИМПЕРИЯ СВЕТА
 Наведите курсор на изображение
Автор: Wikipedia
Закончить эту работу художнику помешала смерть. Но несмотря на незавершенность, "Империя света" считается самой популярной картиной Магритта. Коллекционеры готовы были заплатить любые деньги, лишь бы иметь в своем собрании одну из ее вариантов. Магритт написал огромное количество вариантов "Империи..." и все они проданы за огромные деньги. 
- Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света, - говорил Магритт. -  Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией.
Подробнее:http://vmdaily.ru/news/2013/08/14/7-strannih-poloten-rene-magritta-209362.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий